Степанакерт, блокада
Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян отправился с визитом в Иран после того, как парламент этой страны принял резолюцию, где создание так называемого «Зангезурского коридора» названо угрозой национальной безопасности Ирана.
Армен Григорян может «успокить» Иран только одним способом – сообщив, что никакого «коридора» не будет, и все это просто предвыборное «перемирие» и бутафория.
О том, что это бутафория, и ничего конкретного под громкими договоренностями в Вашингтоне нет, свидетельствуют и реакции Баку.
Алиев и его соратники говорят о неких достижениях, в то же время тревожно заявляя, что переговоры о деталях и сама прокладка Мегринской дороги может занять годы. Да и по поводу «мирного договора» нет никаких сроков.
Баку показывает свои болевые точки, заявляя, что не может добиться гарантий, и в любой момент все может измениться.
В частности, это касается 907-й поправки, которая является прямым признанием агрессии Азербайджана. Принятая в 1992 году 907-я поправка гласит: «Помощь Соединенных Штатов …не может предоставляться правительству Азербайджана до тех пор, пока Президент США не определит и не доложит об этом Конгрессу, что правительство Азербайджана предпринимает очевидные шаги по прекращению всех блокад и других наступательных действий с применением силы против Армении и Нагорного Карабаха».
С 1992 года ни один президент США не представил Конгрессу такие доказательства. 8 августа Трамп также не сделал этого, только остановив действие 907-й поправки. Но США по-прежнему считают, что Азербайджан совершил арессию в отношении Армении и Нагорного Карабаха. И в любой момент этот вопрос может быть поднят на международном уровне.
Еще один вопрос – Минская группа ОБСЕ, само создание и существование которой означает, что международное сообщество воспринимает вопрос Арцаха как спорный. В документах Минской группы никогда не было однозначного признания Арцаха частью Азербайджана. Более того, предложения Минской группы ОБСЕ исходили из статус-кво 1994 года. Это значит, что изменение этого статус-кво силой также считается нарушением международных норм. И отмена мандата Минской группы ОБСЕ тоже под вопросом.
Баку также настаивает на отзыве судебных исков из международных судов, которые указывают на то, что в отношении армян Арцаха были совершены военные преступления, что также является подсудным деянием. Алиев хочет, чтобы Армения отозвала иски до подписания так называемого «мирного договора», потому что знает – если в Армении, США изменится власть, если изменится парадигма глобальных процессов, все «завоевания» Алиева пойдут коту под хвост, а он окажется перед трибуналом.
Не исключается, что Армен Григорян рассказал все это иранским коллегам, указывая на призрачность того, что сейчас называется «мирным процессом». В то же время, он уговаривал не поднимать по этому поводу шума, чтобы вконец «разочарованный» Алиев не решился на новую военную авантюру.
В Иране знают, что Алиев не решится, но будут по-восточному кивать и соглашаться, с нетерпением ожидая, что случится во время выборов 2026 года в Армении и осталась ли в армянском народе хоть капля пассионарной энергии.