«Реальная» Армения так и не признала Геноцид армян в Нахиджеване, Гардманк-Утике, Баку, Арцахе

  • 20:51 31.08.2025

На вопросы Step1.am отвечает Мариам Авагян, координатор Конгресса беженцев из Азербайджанской ССР.

–Тикин Авагян, Никол Пашинян заявил об установлении мира между Арменией и Азербайджаном, но заявления и действия официальных лиц Азербайджана, похоже, свидетельствуют о другом. О каком мире идёт речь?

– У мира есть чёткая логика и философия, и для его установления необходимо их реально осмыслить. И я думаю, что наша политическая и государственная элита была лишена этого восприятия уже 27 октября 1999 года, а затем армянская государственная система уже даже не пыталась понять и осмыслить, предпочитая политику, ведущую к разрушению и разъеданию основ безопасности государственности и армии. Нынешнее правительство также не осознаёт и не видит необходимых основ и приоритетов для установления мира, и никакие заявления не могут скрыть этот разрыв, эту пустоту.

Казалось, геноцидальная война, развязанная против нас в 2020–2023 годах, должна была заставить власти опомниться и исходить из необходимости усиления системы сопротивления, но нет, её разложение с каждым днём всё глубже. Я пришла к выводу, что от нас скрывают титульный лист заявления от 9 ноября, которое называлось «Окончательная капитуляция и уничтожение Армении». И если мы сегодня действительно говорим о мире, то он должен быть направлен, прежде всего, на прекращение продолжающегося геноцида против армянского народа. Однако философия мира «реальной» Армении подразумевает, что развязанный против нас геноцид в очередной раз прикрывается очередным геополитическим манёвром, как, например, ввод российских «миротворцев» в Арцах в конце 2020 года.

Когда я говорю «мир», я вижу перед собой «Орла» великого скульптора Ара Арутюняна в моём селе Бананц, в чьих глазах советский турок уловил взгляд Андраника и ночью, испугавшись, разрушил памятник. Когда я говорю «мир», я ощущаю бдительный взгляд «Матери-Армении», простирающийся над её землей, и грохот меча.

Философия мира «реальной» Армении угнетает, унижает, ломает и оказывает огромное психологическое давление на армянский народ, который своим потом зарабатывает себе на хлеб. Расходы на армию сокращаются, с другой стороны, сомнительно, насколько там организована полноценная подготовка. Меня также беспокоит ключевой вопрос: какие знания передаёт солдатам офицерский корпус армии, какую матрицу формирует ежедневное психологическое давление на офицеров? Не будем забывать, что в 1991–1994 годах большинство участников Арцахской войны имели высшее образование. Это ценные «мелочи» для нашей системы обороны, и они формируют следующий вопрос: о каком мире идет речь, и самый главный вопрос: с кем этот мир?

На фоне философии «реальной» Армении, когда даже наш инстинкт ограждения себя от резни притупляется, наш реальный враг, опирающийся на кровь Баку, создаёт различные возможности, теперь уже в оккупированном Карвачаре, чтобы оттуда тиражировать свою врождённую и источающую ненависть армянофобию, чтобы под возобновлённой геополитической дымовой завесой внезапно и непрерывно предавать забвению существование армян. Откровенная милитаризация, угрозы, призывы «вернуть» новые территории – вот что звучит в противовес «реальному» миру. Иными словами, дегуманизация армян не прекращается, инстинкт грабить, резать и уничтожать армян не дремлет, причём на государственном уровне и откровенно.

Сегодня в ареале армянского народа, оставшемся под контролем бакинского государства, не осталось ни одного армянина, даже Арцах опустошен геноцидом. Однако «реальная» Армения так до сих пор и не признала Геноцид армян в Нахиджеване, Гардманк-Утике, Баку, Ширване и Арцахе. Именно это стимулирует и разжигает аппетит жаждущего крови армянства лидера к внедрению геноцида в «реальную» Армению. Он уверен, что международное право не будет применяться к его преступлениям против человечности, ибо «реальная» Армения не станет обращаться к международным законам под предлогом установления и поддержания мира, даже ради спасения армянского народа. Согласно логике мира в «реальной» Армении, армянский народ должен лишить себя своих прав, уничтожить себя. Объявление вопроса возвращения Арцаха закрытым – это процесс самоуничтожения, ибо возвращение Арцаха остаётся одним из столпов жизнеспособности армянского народа.

И сегодня армянский народ должен продвигать принцип «Сецессия во спасение», ради которого ещё 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет Нагорного Карабаха совместно приняли решение о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха. Да, Арцах воплотил этот принцип де-юре. И сегодня «реальная» Армения прямо выступает против этого правового шага, не имея на это никаких полномочий, ведь правопреемником Армянской ССР является государство, созданное и учреждённое решением от 1 декабря 1989 года, а нынешняя «реальная» Армения – это результат очередной агрессии и оккупации геноцидальным государством Баку при поддержке ряда других геноцидальных государств в 2020–2023 годах. Какой может быть мир с геноцидальным государством, оккупировавшим около 30 процентов территории Армении? Разве это не потворствование геноциду?

– Насколько азербайджанское общество готово или желает жить в мире с армянами? Всего два года назад в Арцахе произошли акты геноцида, азербайджанцы совершили на территории Арцаха те же зверства, что и ранее против армян в Баку, Сумгаите и других населённых пунктах. Но в Армении находятся люди, которые продвигают тезис коммунистов и напоминают нам, как «мирно» жили армяне с азербайджанцами. Что это был за мир?

-Когда в социальных сетях появляются провокаторы, да, это происходит не случайно, такие нарративы провоцируются, которые рассказывают о том, какой «мирной и дружной» жизнью они жили, хочется напомнить рядовому армянину множество случаев, как, например, в 1970-х годах средь бела дня расправлялись с армянами в том же Масисе и соседних населенных пунктах, особенно с девушками, или со участниками студенческого лагеря Анкаван ЕГУ из соседнего села Такарлу в 1970-х годах, как в 1960-х годах в Кельбаджаре принимали жителя Вардениса, затем ночью обезглавили его и бросили тело в лесу… Случаев бесчисленное множество, жестоких, невыразимо диких. Нет такого зверя, такого хищника в природе, который бы так истязал свою жертву и получал от этого удовольствие, или совершал насилие над трупом, как, например, в Гадруте в 1988 и 2020 годах, или в 2023 году с детьми, и это лишь несколько примеров…

Я также хочу возразить, когда Жирайр Липаритян и ему подобные, совершенно не осведомлённые (или хорошо осведомлённые, но работавшие на турецкий план) о том, что творили против армян в Сумгаите, Нагорно-Карабахской автономной области, Баку, Нахиджеване и Гардманк-Утике в 1988–1994 годах, утверждают, будто армяне действовали так же. Пусть эти турецкие стяжатели приведут примеры, например, «эквивалентные» тому, что они сделали в конце ноября 1988 года в Кировабаде-Гандзаке, когда содрали кожу с 12-летней армянской девочки и отправили её тело родителям, или когда в Карат-Дашкесане в конце 1988 года зажарили новорождённого армянина на открытой электроплитке и отправили видеозапись армянам – эти материалы и сегодня находятся в соответствующих государственных органах. Конечно, липаритяны скажут, что и та сторона выкладывает разные фотографии и т.п., но напомним им (а они прикидываются невеждами, на этом и зарабатывают), что эксперты один за другим убеждаются, что представленная ими информация – фейк, и что это тоже часть плана по уничтожению армянского народа. Армянин, как бы жестоко он ни поступал из мести, никогда не сможет обращаться с ребёнком или женщиной так, как сделали турки. Они гордо выставляли напоказ голову Слояна и получали всеобщее восхищение, насиловали армянок во дворах Баку или сжигали их вместе с детьми, и окружающие, включая женщин, ликовали.

Недавно мой земляк Артур Казарян сказал в интервью: «Если установлен «мир», могу ли я поехать в Гандзак и увидеть свой дом?», а моя соотечественница Светлана Гулян пишет: «А в Азербайджане не осталось ни одного армянина, и не может быть, потому что ему выпили бы кровь». Образ «выпитой крови» глубоко укоренился не только в армянском воображении, и на Ближнем Востоке, и в Европе есть своё чёткое отношение к этому. И именно в этом смысле моя соотечественница, беженка из Шаумяна, Светлана Гулян продолжает свой пост: «Настало время подавать иск о геноциде, или побеждённое государство не имеет права подавать иски?»

Геополитика подсказывает, что да, необходимо вновь поднять вопрос о геноциде против тех, кто изгнал армян из Баку, и только такие иски обеспечат нашу стойкость и выведут нас из густого тумана, придадут бдительности нашему народу, что свойственно лишь защищённым, сильным и имеющим государственность народам.

P.S. Знаю, что ещё долго не смогу поехать в свое родное село или отчий дом, даже в качестве «туриста», потому что стадо тех, кто оккупировал мой отчий дом, моё родное село, наделено не только генетической армянофобией, но и за последние 30 лет «воспитано» на государственном уровне, открыто, на глазах у всего мира, армянофобами, которые, да, будут пить кровь армянина, оказавшегося на родине даже в качестве «туриста». Вот такой вывод мы сделали из нашего жизненного опыта. Ничего другого.

Роза Ованнисян