Заместитель министра транспорта Ирана, глава железных дорог ИРИ Джабарали Закари и его армянский коллега (генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Алексей Мельников – ред.) обсудили расширение сотрудничества в области железнодорожного транспорта, сообщает Tehran Times. Встреча состоялась в Санкт-Петербурге.
Переговоры охватывали вопросы упрощения железнодорожного сообщения между Ираном и Россией через Армению при условии разрешения политических споров между Арменией и Азербайджаном.
После того, как Баку и Ереван недавно достигли предварительного соглашения, официальные лица пришли к выводу, что меморандум может способствовать возобновлению работы западного маршрута Международного транзитного коридора «Север-Юг» (МТК) через Нахиджеван. Это позволит восстановить железнодорожное сообщение между Ираном и Россией через Ереван после многолетнего перерыва, говорится в иранской информации.
Таким образом, о железнодорожном сообщении через Армению Иран договаривается не с правительством Армении, а с российской госкорпорацией, которая владеет в режиме концессии Армянскими железными дорогами.
Обсуждается, якобы, вопрос связи Ирана с Россией через Армению, хотя не ясно, какой именно маршрут имеется в виду. Если через Грузию, то это большой вопрос, связанный прежде всего с Абхазией. Если через Азербайджан, то у Ирана и так есть обширная граница с Азербайжаном, и достаточно достроить небольшой участок Решт-Астара, чтобы Иран мог через Баку выйти в Россию. Собственно, Россия и Иран — прикаспийские страны и могут сообщаться морем.
Получается, что вопрос не в связи Ирана с Россией. Иран просто пытается договориться с Российскими железными дорогами о льготных условиях транзита через Армению, если откроется Нахиджеван.
Кроме того, не известно, кто будет строить жележную дорогу вдоль армяно-иранской границы, которая уже названа дорогой Трампа. Армения уверяет Иран, что это будет суверенная армянская территория, а значит, новая железная дорога автоматически перейдет Российским железным дорогам. Согласно концессионному договору, всеми железнодорожными инфраструктурами на территории Армении управляет РЖД.
А если это не территория Армении, то получается, что армяно-иранская граница переходит в юрисдикцию третьих стран, и тогда не яно, от кого будет зависеть армяно-иранская железная дорога.
Станет ли этот вопрос предметом обсуждения следующей встречи Трампа и Путина? Очевидно, что Пашинян и Алиев здесь ничего не решают.