Семья Сафарян живёт в селе Тароник Эчмиадзинской общины, где они приобрели дом по программе жилищной помощи арцахцам. Депортированы они были из общины Овсепаван Аскеранского района.
— Прошло несколько месяцев с тех пор, как мы переехали сюда. Получив гражданство РА, мы смогли приобрести дом, получив сертификат, и даже обставить его. Правда, процесс занял несколько месяцев, но зато сейчас у нас есть своя крыша. В доме нормальные условия, но плохо то, что нет приусадебного участка, а мы привыкли работать на земле, выращивать урожай. У нас было около 1200 квадратных метров земли в Овсепаване, которую мы систематически обрабатывали. Помимо обеспечения нужд семьи, мы также продавали свою продукцию: помидоры, огурцы, фасоль, картофель и другие овощи. Во время блокады нам мы не нуждались в сельскохозяйственной продукции. В тот год урожай был очень богатым. Мы делились им с людьми, возили в Степанакерт.
До переезда в Тароник мы жили в селе Агавнатун в Эчмиадзине. Детям сложно адаптироваться к новому месту и школе, но нам удалось найти дом в этой деревне. Мой муж безработный из-за инвалидности, а я батрачу в поле за поденную плату, потому что другую работу найти сложно», — рассказывает Ануш.
Они выехали из Арцаха с мужем и четырьмя детьми 25 сентября. Её младшему сыну, Артуру, был всего месяц. Малышу сейчас два года. Он лепечет свои первые слова на арцахском диалекте.
Самвел из Шуши, а Ануш из общины Иванян (родом из села Храморт). Семья получила от государства дом в селе Овсепаван и поселилась там.
Ануш рассказывает, что путь миграции был сущим адом. Машины останавливались каждую минуту, дети постоянно плакали от усталости и голода.
– 19 сентября, когда начался первый обстрел, мы были дома, в окружении детей. Прижимая к груди малыша, я побежала в подвал с мужем и другими детьми. Муж твердил, что всё скоро закончится, но у меня было предчувствие, что должно произойти что-то очень плохое. Не знаю почему, но ещё несколько дней до этого я собрала все наши документы и сложила их в сумку. Наверное, подсознательно чувствовала, что это необходимо.
Школа Овсепавана
Жителям Овсепавана было наказано собраться и подготовиться к эвакуации за два часа. Каждая секунда была опасной. Я взяла с собой немного одежды, документы и немного овощей. В доме не было хлеба. 25 сентября, в тот страшный день, мы покинули Арцах.
Наше путешествие до селоа Тех было ужасным. Мы ехали почти три дня. Дети были голодными и напуганными. У меня в рюкзаке лежала коробка макарон. К счастью, я встретила людей, у которых был керогаз. Я сварила макароны, и мои дети ненадолго насытились. В тот момент из Еревана в Арцах ехали машины скорой помощи, чтобы забрать пострадавших от взрыва. Мой муж остановил одну из машин и попросил хлеба для детей. Я вспоминаю те дни с болью, но когда твой ребёнок требует еды, а ты не можешь ее дать, ничего постыдного не остается.
Уже в селе Тех мой муж зашёл в магазин и купил сладостей. Я никогда не забуду блеск в глазах моих детей, они просто прыгали от радости. Им тогда было всего 6, 5 и 3 года, а мой месячный малыш, ничего не подозревая, спал. Мы добрались до Гориса. Прожив там некоторое время, отправились в Ереван.
Не все проблемы Сафарянов решились после приобретения дома. Ануш говорит, что у них есть кредиты в банках, и они платят 150 000 драмов в месяц.
– Наш второй ребёнок, Славик, с рождения страдает болезнью, требующей хирургического вмешательства. На первую операцию мы взяли кредит в банке. Каждые 3 года, пока ему не исполнится 18 лет, ему придётся делать регулярные операции. Мой муж – инвалид 3 группы, он с трудом ходит. Поэтому мы купили машину в кредит, чтобы возить детей в школу, детский сад, и вообще, машина очень нужна жителям села, особенно когда дома есть инвалиды.
Все эти трудности – ничто по сравнению с нашей огромной болью и тоской, имя которой – Арцах. Мы потеряли рай, мы оставили позади большой мир, который ничто не заменит. Я везде ищу что-то, напоминающее мою родину, но не могу найти. Скучаю по каждому кустику, дереву, камню Арцаха. Адаптироваться очень сложно, но ради будущего наших детей мы стараемся собраться с силами, чтобы хотя бы подарить им беззаботное детство, чтобы они больше ни в чём не чувствовали недостатка, чтобы никогда не ложились спать голодными.
Арцахские дети закалены, к сожалению, они уже познали горечь жизни и прекрасно знают, что жить в этой жизни нелегко, но нельзя унывать и отчаиваться.
Карине БАХШИЯН