Говорить о сосуществовании армян и азербайджанцев не приходится, потому что это сказка

  • 17:36 16.09.2025

Интервью Step1.am с Омбудсменом Арцаха Гегамом Степаняном.

— Господин Степанян, сколько, по вашим данным, осталось армян в оккупированном Арцахе?

— По моим данным, в Арцахе осталось 13 армян. Это не окончательная и не точная цифра, но, судя по периодически получаемой информации и показаниям некоторых, именно она близка к реальности. Однако у меня нет полного списка с именами всех оставшихся в Арцахе армян. В основном это пожилые люди и люди с определёнными проблемами со здоровьем.

— Бакинские СМИ сообщили об аресте в Степанакерте жителя Арцаха Карена Аванесяна. Он, предположительно, вооружённый автоматом Калашникова, четырьмя заряженными магазинами и пятью гранатами, бросил в полицию три ручные гранаты и открыл огонь из винтовки. Какие подробности этого инцидента вам известны?

— Поскольку у нас нет полной информации, и мы получаем её исключительно из азербайджанских источников, а азербайджанским источникам мы не доверяем, мы не можем точно сказать, что этот инцидент действительно имел место или что он произошёл именно так, как его представляют азербайджанские источники. Есть одно примечательное обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание. У нас есть информация о том, что до мероприятий в Степанакерте армян собирают под одной крышей. Так что, странно, что на этот раз Карен Аванесян имел возможность свободно ходить по Степанакерту. У нас есть информация, что их передвижение ограничено, за ними ведётся наблюдение. Исходя из той более-менее доступной информации, я не считаю эту историю слишком достоверной.

– А какую цель преследуют азербайджанцы, разыгрывая подобный спектакль?

– Цель – продвигать основные тезисы азербайджанской пропаганды: представить арцахцев «террористами», «сепаратистами», людьми, от которых всегда приходится ожидать преступлений, как они представляют это на международных площадках. Поскольку у меня нет подробностей, я не могу дать более точных оценок, но мы видели в азербайджанских СМИ, что вопрос преподносится именно в таком контексте: якобы, даже оставшиеся в Арцахе армяне представляют опасность. Думаю, именно в этом и заключается пропагандистская цель. Вчера я следил за информационным потоком, были люди, лично знавшие Карена Аванесяна, и они утверждали, что он совершенно не способен на подобный поступок. То есть можно сделать вывод, что, возможно, это очередной постановочный шаг Азербайджана.

– Доказывают ли этот и подобные случаи, что армяне не могут жить в Арцахе при азербайджанской власти?

– Мы неоднократно говорили о том, что те, кто решил остаться в Арцахе, не живут там полноценной жизнью. Они находятся под тотальным контролем, за каждым их шагом следят. Есть и второе примечательное обстоятельство – в азербайджанских СМИ распростраены видео, где каждый шаг Карена снимают на камеры. Фактически, каждый шаг армян находится под контролем азербайджанских спецслужб. И вообще, говорить о сосуществовании армян и азербайджанцев не приходится, потому что это сказка. Для поколения, которое 30 лет росло в Азербайджане, армянофобия – важная идеология и неотъемлемая часть их идентичности. Говорить о сосуществовании неуместно, это не имеет ничего общего с реальностью. И данный случай, пожалуй, доказывает, что да, жизнь армянина под контролем Азербайджана – это сущий ад.