Жизнь в сумках, гробах и багажнике: проект Айка Арутюняна

  • 10:51 19.09.2025

25 сентября 2023 года, когда мы собирались выходить из дома, я приметил у дверей несколько чемоданов и сумок. В тот момент я понял, что в них уместилась вся моя жизнь длиною в 21 год. В прошлом году, вспомнив  тот момент, я решил реализовать небольшой проект и узнать, во что вместились жизни других людей, покидавших Арцах.

Айк Арутюнян

История 1

Алла Степанян – мать-одиночка, потерявшая обоих сыновей в однодневной войне 2023 года.

Алла родом из Матагиса, но после войны 2020 года была вынуждена переехать в Мартакерт вместе со своими сыновьями — 21-летним Самвелом и 19-летним Арсеном. С 2006 года Алла служила в Армии обороны Арцаха в качестве связного дивизии. На момент начала войны 2023 года её сыновья также служили в Армии обороны Арцаха. «Когда началась война, мы были на боевом дежурстве. Часть нашей дивизии уже была на позициях, другая часть выдвинулась на позиции по тревоге. Мы же остались в воинской части. Сначала я пыталась дозвониться до сыновей. После многочисленных попыток связаться с Арсеном мне это так и не удалось, а 19-го числа в 13:30 мне сообщили, что противник захватил Джанкатах, где Арсен занимал позиции. Тогда я сразу же позвонила Самвелу. Он сказал, что только что разговаривал с Арсеном, и всё хорошо. В тот день я разговаривала с Самвелом до 20:30, потом в их сторону полетело несколько самолётов, и связь прервалась», – рассказывает Алла.

Алла провела всю ночь в воинской части, не имея информации о сыновьях. Утром 20-го числа ситуация не прояснилась. Война продолжалась, бомбёжки не прекращались, вестей от ребят не было. Когда днём 20-го числа было объявлено перемирие, Алла попыталась связаться с сыновьями. Она надеялась получить хоть какую-то весточку – телефонный звонок или новости.

Не имея вестей от сыновей, в 22:00 20 сентября Алла пошла к командиру воинской части с просьбой отозвать Самвела с позиций, чтобы они могли найти Арсена, с которым она не могла связаться двое суток. Командир знал о гибели Самвела, но промолчал, отправил Аллу домой и сказал, что сын придёт завтра утром.

Утром 21 сентября тело Самвела доставили в морг Мартакертской больницы.

«Утром, не имея вестей от Самвела, моя мама пошла к однополчанам Самвела, которые жили в нашем дворе. Увидев маму, они заплакали, и мы поняли, что Самвел погиб», — рассказывает Алла.

22 сентября в 18:30 они узнали о гибели Арсена.

Как только тело Самвела вывезли с позиций, его доставили в Степанакерт, а 24 сентября семья Аллы покинула Мартакерт. До 27 сентября у Аллы не было никаких вестей о теле Арсена. За это время она успела связаться практически со всеми, от командования Егникнер до омбудсмена, но ничего не помогло. 27 сентября в 17:00 Алле сообщили из службы спасения. что нашли тело Арсена.

Рано утром 28 сентября Алла уехала в Ереван с гробами своих погибших сыновей. 9 октября Самвела и Арсена похоронили в Ераблуре. Алла до сих пор каждый день проводит у могил сыновей, независимо от погоды, потому что жизнь потеряла для нее всякий смысл. Нет никого, ради кого она была бы готова работать, зарабатывать и что-то делать.

«Я привезла свою жизнь в двух закрытых гробах», — говорит Алла.

Алла живёт в Ереване, снимает квартиру, где почти не бывает. Каждое утро она едет в Ераблур и проводит там целый день.

История 2

Вердян Эрна – мать-одиночка из Степанакерта, проживавшая с двумя детьми и матерью на улице Адмирала Исакова. Детям, Вруйру и Ванессе, 13 и 16 лет.

«Примерно за полчаса до начала войны меня на работе предупредили, что на границе напряжённая обстановка, противник готовится к нападению, и что меня отправляют домой. Я пошла в магазин к подруге, чтобы дождаться Ванессу, чтобы мы могли вместе пойти домой после школы. Как только Степанакерт начали бомбить, я выбежала из магазина в сторону школы, а Ванесса, в свою очередь, побежала к магазину. Мы встретились по дороге и вернулись домой, держась за руки. Вруйр и моя мама стояли в подъезде», – рассказывает Эрна.

Они покинули Арцах 27 сентября на УАЗе и «Ниве» соседа. Взяли с собой 3 чемодана одежды и 2 комплекта посуды, велосипед Вруйра, который в последнюю минуту водрузили на крышу машины соседа, и множество сувениров из Арцаха: детские медали (с соревнований по карате), рисунки Ванессы, флаг Арцаха, 2 чашки с арцахскими узорами, 3 предмета из коллекции зажигалок Вруйра, дедушкины четки и ключ от дома.

«В последний день моего пребывания в Арцахе я вечером поехал кататься на велосипеде. По дороге домой увидел во дворе камень и взял его с собой. Я храню его в сумке вместе с другими привезёнными мной памятными вещами», — рассказывает Вруйр.

Эрна живёт с матерью и Вруйром в Дилижане, на съёмной квартире, а Ванесса живёт и учится в Ереване, в школе «Айб».

*Ванессы на фотографии нет.

История 3

Гоар Багдасарян родом из города Мартуни, Арцах, и жила в своей четырёхкомнатной квартире. Она работала диспетчером в спасательной службе. Мать-одиночка с двумя детьми: 9-летней Викторией и 7-летним Гором.

«Когда Вика вернулась домой из школы с подругой, мама пожарила оставшиеся в доме три картофелины, но как только они сели обедать, началась бомбёжка города, а картошка так и осталась на столе», — рассказывает Гоар.

Когда началась война, Гор был во дворе, Гоар тут же выбежала на улицу и каким-то образом нашла Гора, посиневшего от страха, и пошла с детьми на работу, думая: «Если нам суждено умереть, то хотя бы умрем вместе».

Всю войну Гоар была на работе со своими детьми, продолжая служить Родине, не отпуская детей от себя. Она не могла оставить ни работу, ни детей. Мать Гоар оставалась дома.

Гоар покинула Арцах с матерью и детьми 27 сентября на грузовике Ford своего соседа.

«В машине было 18 человек, сидячих мест не было, никто из нас не мог взять с собой много вещей. Я взяла три сумки, наполнила их всем, что попалось под руку, в основном детской зимней одеждой», — рассказывает Гоар.

Сейчас они живут в Дилижане, снимают квартиру. Гоар работает маникюрщицей, мама Гоар, Мариетта, — учитель математики. Гор занимается футболом, Вика — тяжелоатлетка, заняла второе место на международных соревнованиях по тяжёлой атлетике.

Вся жизнь Гоар уместилась в трёх жёлтых сумках.

P.S. Проект не завершён и останется незавершённым. Вся работа была выполнена в 2024 году. Все фотографии сделаны 55-летним объективом.