Преступный сговор, прикрытый кровавой войной

  • 18:07 27.09.2025
Слава павшим и да здравствует Республика Армения! Об этом написал Никол Пашинян на своей странице в Facebook в связи с 5-й годовщиной начала 44-дневной войны против Армении в Арцахе.
Отсутствие политической и моральной оценки — тоже оценка, призванная скрыть грязный сговор. Парламент Армении по сей день не выступил с политической оценкой того, что произошло в 2020-2023 гг. в Арцахе. Расследование 44-дневной войны, начатое комиссией Андраника Кочаряна, так и осталось тайной за семью печатями. Что это расследование могло выявить — что в сдаче Шуши виновны арцахские офицеры, или что арцахцы виноваты в вводе в Арцах российских «миротворцев»? Или что заявление 9 ноября было подписано Пашиняном под дулом пистолета?
Что произошло на самом деле? Можно ли было избежать войны, тысяч жертв, территориальных потерь, большой человеческой трагедии? Можно ли было осуществить сдачу Арцаха и роспуск Третьей республики без кровавой войны? Ответ очевиден — нет, для кровавой сделки нужна была война с заведомым поражением Армении.
Беспорядочность, которая сопровождала 44-дневную войну с первого дня, не позволяла трезво оценивать ситуацию. Несмотря на прорыв со стороны Гадрута и явное продвижение врага к Шуши, оборонительные мероприятия с армянской стороны не осуществлялись на этом направлении. Армения сначала объявила мобилизацию, потом отменила ее, заменив призывом к добровольному участию в войне. Военное командование осуществлялось при участии людей, не имеющих отношения к военному делу. Присутствие супруги и сына Никола Пашиняна в штабе в Степанакерте должно было, видимо, убедить всех, что Пашинян не сдает Арцах и готов пожертвовать ради него своей семьей.
В то же время, информационные сводки Арцруна Ованнисяна с каждым днем становились все недостовернее. Им уже никто не доверял, но люди не могли поверить, что государство может в таком масштабе врать своему обществу.
Заявление 9 ноября стало громом среди ясного неба. Сдача Акна, Карвачара и Кашатага без единого выстрела не укладывалась ни в какие рамки. Потом уже Алиев заявит, что у них уже не оставалось сил на захват Карвачара и Кашатага. То есть эти районы они получили уже чисто по сговору.
Российские войска еще с июля готовились к переброске в Карабах , что признавали подружившиеся с арцахскими военными российские миротворцы. Это только еще раз указывает на договорной характер 44-дневной войны, которая стала просто кровавой драмой, прикрывающей преступный сговор.
По мнению экс-министра обороны Сейрана Оганяна, армянская сторона потерпела поражение по трем причинам – из-за невнятного управления вооруженными силами в дни войны, ослабления армии путем расформирования некоторых подразделений, отсутствия дисциплины. Все эти три причины также свидетельствуют о сговоре — война должна была завершиться поражением армян.
В то время редкие аналитики, в частности, Лрагир, писали, что оккупация Гадрута, Карвачара и Кашатага завершится деарменизацией всего Арцаха, а затем роспуском армянской государственности. Этих аналитиков подвергали остракизму: в Арцахе утверждали, что русские не позволят такого, а в Ереване обвиняли в больной фантазии.
Спустя 5 лет Арцах деарменизирован, а премьер Армении заявляет о роспуске Третьей республики. Российские войска уже 1,5 года как не в Арцахе: до того, как покинуть совместный русско-турецкий центр в Акна, русские офицеры отчитались турецким генералам, что в Карабахе наконец-то наступил мир.
8 августа 2025 года власти Армении вместе с руководством Азербайджана призвали расформировать Минскую группу ОБСЕ, которая в декабре перестанет действовать. 
Сейран Оганян напомнил, что руководство Армении отвергло предложения посредников Минской группы ОБСЕ в 2019 г.. Оппозиция, в том числе три бывших армянских президента, безуспешно призывают Пашиняна опубликовать предложения сопредседателей 2019 года. 
Депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян напоминает, что 27 сентября войска в Армении не перешли к режиму обороны, ключевые военные решения принимали люди, никогда не надевавшие военную форму. Вместо заранее утвержденных планов мобилизации резерва было решено формировать отряды.
«Причин поражения много, но главная из них – идеологические, системные подходы человека, оказавшегося в статусе верховного главнокомандующего во время войны. Они (подходы – ред.) гарантировали поражение, начавшееся еще до этой войны», – считает Абрамян.