Радио Азатутюн в 5-ю годовщину начала 44-дневной войны опубликовало аналитический материал, где представлена динамика изменения позиции правительства Армении за последние пять лет.
По истечении 44-дневного срока, когда было объявлено о прекращении огня при посредничестве Москвы, а народ Арцаха возвращался домой, Никол Пашинян говорил о статусе Нагорного Карабаха и готовности Армении продолжить переговоры в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Всего два года спустя Никол Пашинян снизил планку. «Сегодня международное сообщество вновь говорит нам: немного снизьте планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха, и вы обеспечите большую международную консолидацию вокруг Армении и Арцаха».
Международная консолидация действительно произошла: даже после оккупации около 200 квадратных километров территории Армении Алиев не получил санкций. А 17 сентября 2023 года в Константинополе состоялась тайная встреча представителей РФ, США и ЕС, на которой и было принято решение о полной оккупации Арцаха и изгнании всех его коренных жителей. Правительство Армении заявило, что не будет вмешиваться, что войск РА на территории Арцаха нет. А уже после 19 сентября 2023 года стало обвинять арцахцев в том, что они не остались и не захотели жить в мире с азербайджанцами.
Ни произошедшее в 2020-2022 годах, ни блокада, ни агрессия 19 сентября 2023 года, геноцид и депортация населения из Арцаха не вызвали в Армении политического кризиса. Правящая партия, которая на ходу меняла приоритеты и полностью утеряла связь не только с Конституцией, но и с собственной программой 1918 и 2021 годов, не подавала в отставку, не признавала ошибок и не просила прощения у своих избирателей и у арцахцев. Глава правящей партии цинично заявлял, что «мы потеряли Арцах, но приобрели независимую Армению».
На недавном съезде Гражданского договора Никол Пашинян долго удивлялся тому, как им удалось удержаться на ногах, пройдя сквозь катаклизмы. То, что произошло за 5 лет, должно было вызвать не революцию, как говорит Пашинян, а добровольную отставку правительства с признанием своей вины и извинениями.
Отставка и раскаяние были возможны, если бы правящая партия действовала самостоятельно, а не выполняла заранее обговоренный план. То, что партия Пашиняна не только не подала в отставку, но и собирается сохранить власть и распустить Третью республику, говорит о том, что происходящее — не естественное «опущение планки» по влиянием силы, не неизбежное поражение, а хладнокровный план по уничтожению Республики Армения и ее правовых основ. И постепенные «уступки» — это часть хорошо спланированной методологии.
Через пять лет после начала 44-дневной войны парафируется мирный договор, в котором нет ни слова о возвращении арцахских армян и пленных, при этом закрепляются два требования Азербайджана: не размещать третьи силы на совместной границе и отозвать претензии друг к другу в международных инстанциях.
Кроме того, Минская группа ОБСЕ распущена. Баку заявляет, что подпишет «мирный договор», если Армения изменит Конституцию и забудет про Декларацию независимости 1990 года, и Пашинян заявляет о конце Третьей республики.
Пашинян с трибуны ООН заявил вчера, что вожделенный мир установлен. Он ни словом не обмолвился об Арцахе, но 11 раз повторил, что границы в регионе должны соответствовать «Алма-Атинской декларации» и советским административным границам. Он заявил, что соглашение о признании границ в соответствии с Алма-Атинской декларацией является заслугой лично президента Франции Макрона, хотя Пашинян долго искал в архивах хоть какой-то документ, в соответствии с которым можно номинально признать Арцах частью Азербайджана. В мире нет такого документа, и ссылки на всеми забытую бумажку 1991 года только указывают на оглушительную правовую пустоту, на которой зиждется «мир» Пашиняна». Ведь если у Армении нет границ, то их нет и у Азербайджана.
Мир — это когда ты добиваешься сокращения военного бюджета твоего врага, а не своего оборонного бюджета.
Мир — когда ты говоришь со своим обществом, представляешь реальную ситуацию, заявляешь, что другого выхода нет, и просишь прощения за принесенные жертвы.