По данным армянских СМИ, Ален Симонян не позволяет внести в повестку предстоящего заседания Национального собрания доклад Комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны. Доклад должен был быть подготовлен Комиссией Андраника Кочаряна более года назад, и теперь Ален Симонян говорит, что не имеет оснований для включения доклада в повестку.
В армянской политической повестке все чаще и громче обсуждается версия, что 44-дневная война была прикрытием для договорной сдачи Арцаха. Косвенно такую версию подтвердил сам Никол Пашинян, который сказал, что можно было сдать Арцах и без тысяч жертв и войны, но это выглядело бы как предательство.
Вообще, есть множество «признательных показаний» договорной сущности войны 2020-2023 гг., глобального консенсуса, русско-турецкого сговора и участия правительства Армении в нем. Но ниболее очевидным «доказательством» целей этого сговора является то, что произошло с 2020 по 2025 гг..
Это не был сговор по сдаче Арцаха, с последующей интеграцией независимой Армении в некую «региональную» систему. Это был сговор об упразднении Армении, что было невозможно без войны и сдачи Арцаха. Недавнее заявление Никола Пашиняна о конце Третьей республики и принятии новой Конституции говорят о том, что сговор подходит к своему логическому завершению.
Что будет после этого – станет ли Армения частью Османской, Российской или другой империй, разделят ли ее на части или она вообще перестанет существовать как ареал армянского народа, восходит к точке разлома – Армении как национального государства не должно быть. И мы сейчас находимся в этой финальной точке.
Выступление Никола Пашиняна на Генассамблее ООН, где он упрекнул Алиева в препятствовании «мирному процессу», было воспринято в целом как «просьба» не мешать предвыборной кампании Гражданского договора, с предупреждением, что с другим руководством Армения может отказаться от всего, что было наработано по сговору.
Однако логика завершенного сговора, когда вопрос закрытия Третьей республики уже вынесен в повестку, и ни одна политическая сила не встала на защиту Третьей республики, порождает вопрос: если сговор закрыт, и его цель достигнута, то зачем Алиеву и другим помогать Пашиняну переизбираться?
В выступлении Пашиняна явно ощущалась тревога и страх быть «брошенным». Ему уже больше нечего предложить, он выполнил свою функцию, и нет никаких причин сохранять Пашиняна у власти. Более того, он уже становится опасным «носителем информации».
Общество Армении пока воспринимает происходящее в навязанных клише искусственных конфликтов – между бывшими и настоящими, между пророссийскими и прозападными, придерживаясь презумпции продолжения армянской государственности в Четвертой республике, в которую каждый вкладывает свое. Но члены антиармянского сговора придерживаются другой презумпции – что Армении не будет.
Армянское общество не верит в такой исход, как не верило в сдачу Арцаха и в то, что произошло в 2020-2025 годах. Люди не верят, что их собственная элита способна на такого масштаба предательство.