«Действующие власти Республики Армения несут ответственность за то, что произошло с Нагорным Карабахом. Об этом глава оппозиционной парламентской фракции «Армения», экс-министр обороны Сейран Оганян заявил журналистам в военном пантеоне «Ераблур» 27 сентября, в день 5-й годовщины начала 44-дневной войны.
Как отметил парламентарий, армянская сторона потерпела поражение по трём причинам – из-за невнятного управления вооружёнными силами в дни войны, ослабления армии путем расформирования некоторых подразделений, отсутствия дисциплины».
Нисколько не отрицая авторитетное мнение бывшего командующего Армии обороны Нагорного Карабаха а затем и министра обороны Армении (2008-2016) Сейрана Оганяна, отметим всё же, что его оценка – это оценка оппозиционного политического деятеля, который рассматривает проблему с точки зрения внутренней политики в своей стране.
Между тем, невозможно составить более или менее цельное представление о ходе и итогах 44-дневной войны, если не рассматривать также и внешние факторы.
Их, на наш взгляд, можно сгруппировать в три отдельные «папки», каждая из которых может быть расшифрована более подробно.
Вот эти три фактора.
Во-первых. Прямое участие в военных действиях на стороне бакинского режима страны НАТО Турции, осуществившей де-факто вторжение в регион своими вооружёнными силами в виде истребителей F-16, самолётов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа АВАКС, БПЛА, передовыми НАТОвскими системами связи и управления огнём, отрядами спецназа (применялись как отдельные части и подразделения, так и в смешанном составе частей и подразделений азербайджанских ВС), и сирийскими наёмниками из сила местных турецких прокси.
Во-вторых, предательская роль стратегического союзника Армении России, и ряда стран СНГ, прежде всего Белоруссии. Эти страны вооружали ВС Азербайджана на протяжении более десятилетия самыми современными наступательными системами вооружений, многие из которых в преддверии и ходе событий на Донбассе были в дефиците в самой российской армии (танки Т-90, САУ «Мста» и проч.). Они также создали политический и информационный фон, содействующий агрессии азеро-турецких сил и наемников.
В-третьих, более чем сдержанная реакция международного сообщества на срыв тандемом Баку-Анкара бессрочного соглашения о прекращении огня, фактически созерцательная, отстранённая роль ООН и сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Лишь одна из стран-сопредседателей – Франция – осудила агрессию Азербайджана и Турции, и то сделала это уже после окончания войны, хотя законопроект о признании Республики Арцах представлен В нижнюю палату парламента Франции ещё 14 октября 2020 года (https://news.am/rus/news/607879.html). Другие страны-сопредседатели МГ ОБСЕ по Нагорному Карабаху – Россия и США своим бездействием, по сути дела, лишь поощрили агрессора.
В наших материалах мы многократно обращались к каждой из трёх обозначенных папок. Попробуем вновь вкратце раскрыть скобки, чтобы напомнить читателю о ранее уже известных фактах.
Итак фактор первый: участие в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики страны НАТО Турции.
Генерал-лейтенант Службы внешней разведки РФ Леонид Решетников, бывший директор директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) отмечал в аналитической записке, широко разошедшейся в сети в августе 2022 года, — через полгода после начала СВО на Украине: «Считаю крайне подлым обвинять нашу армию в отсутствии систем связи и не сообщать при этом простым мирным обывателям, что наши части на территории бывшей УССР действуют при полной поддержке противника всей разведывательной и радиотехнической мощью НАТО».
Напомним читателю, что всё это мы «прошли» осенью 2020 года в Арцахе и на границах Армении.
В материале «Пухов кроется в деталях» от 20 ноября 2021 года (http://russia-artsakh.ru/node/8124) мы рассказали о попытке редактора проазербайджанско-турецкого сборника «Буря на Кавказе», члена Общественного совета при МО РФ Руслана Пухова и привлечённого британского автора Марка Казалета скрыть прямой турецкий след в уничтожении 29 сентября 2020 года армянского штурмовика СУ-25 турецким истребителем F-16. Отметим также ещё один непреложный факт непосредственного участия турецких ВВС в 44-дневной агрессии Азербайджана против Арцаха и Армении, о котором предпочитают умалчивать некоторые московские эксперты.
Армянский Су-25 был поражен над территорией Армении ракетой с турецкого истребителя, находившегося в тот момент в воздухе и взлетевшего с военного аэродрома Гянджи (Гандзака). Это происшествие явило собой открытый акт агрессии страны НАТО против страны-члена ОДКБ, однако никакой реакции ни со стороны последней, ни со стороны Кремля не последовало.
8 октября 2020 года журнaлист амeриканской гaзеты «The New York Times» Кристиан Триберт зaявил, чтo нa тeрритории аэрoпорта в Гяндже (Гандзаке) рaзмещены кaк минимум двa истрeбителя F-16, испoльзование кoторых в кaрабахском кoнфликте oтрицали в Бaку. Oн опубликовал в Twitter спутникoвое изoбражение аэропoрта oт 3 oктября, на кoтором были видны эти боевые самoлеты (https://www.middleeasteye.net/news/turkey-armenia-azerbaijan-f16-deterrent-against-attacks).
Алиев тогда вынужденно подтвердил этот факт, объяснив, что турецкие истребители остались в Гяндже (Гандзаке) после совместных азербайджано-турецких учений в августе 2020 года, но отрицал факт их участия в боевых действиях. Однако первоначальное лицемерие Алиева было слишком очевидным. Одновременно в мировых СМИ стали появляться и изображения турецких самолетов, барражирующих вдоль границ Армении, как с турецкой, так и с азербайджанской стороны.
«Турецкие разведывательные самолёты АВАКС на базе Boeing 737-700 (Анкара стала получать их из США, начиная с 2014 года, и имеет 4 таких самолёта) поочерёдно барражировали вдоль западных границ Армении. Они передавали данные о передвижениях армянских вооруженных сил и корректировали действия турецкой авиации, в том числе беспилотной, ранее переброшенной в Азербайджан.
Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей. АВАКСы отслеживали цели на земле и в воздухе, передавали информацию в центры управления и корректировали атаки беспилотников, ствольной и реактивной и артиллерии по целям в том числе и на территории непосредственно Республики Армения. Это также являло собой акт неприкрытой внешней агрессии против страны-члена ОДКБ.
Таким образом, осенью 2020 года авиация страны-члена НАТО приняла открытое участие на стороне Азербайджана в агрессии азеро-турецко-террористического триумвирата против Нагорного Карабаха и Армении» («Кремль игнорировал участие авиации НАТО в агрессии 2020 года», http://russia-artsakh.ru/node/21153).
В октябре 2020 года, в ходе 44-дневной агрессии Тройственного союза Баку-Анкары-международных террористов против Нагорно-Карабахской Республики и Армении, Трамп похвалялся, что «решит этот конфликт за 5 минут», хотя его якобы посредничество и оказалось циничной показухой, столь же безрезультатной как посреднические потуги Путина или Макрона.
Неужели кто-то наивно полагает, что президент США Трамп тогда не знал о роли Турции, стратегического авангарда НАТО в регионе в развязывании и непосредственном участии в агрессии против Арцаха и в Армении?
Напомним, что в этой агрессии непосредственно участвовали турецкий спецназ, боевая авиация, беспилотники. А что как не американские и НАТОвские средства связи и комплектующие к БПЛА использовал турко-азерский тандем в ходе 44-дневной войны? И что, Трамп хоть на словах пожурил своего турецкого союзника?» (http://russia-artsakh.ru/node/23457)
Бывший помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, критикуя Трампа опубликовал статью о договорённостях Пашиняна, Алиева и Трампа, достигнутых в Вашингтоне 8 августа 2025 года. Он, в частности, утверждал, что, «похоже, Вашингтон больше не обеспокоен военными операциями Азербайджана в Нагорном Карабахе в 2020 и 2023 годах».
О смешанных турко-азерских частях и подразделениях тоже немало писали ещё в ходе войны. Отмечалось, что у многих убитых солдат противника были сразу два шеврона на разных рукавах: и турецкий, и азербайджанский.
Между прочим, эта тактика не просто символична, но восходит к традиции ещё 1918 года, когда части созданной турецкими же офицерами «Кавказской Исламской армии» кавказских татар (которых в 1937 году объявили «азербайджанцами») комплектовались смешанно для поднятия боевого духа и укрепления дисциплины местных мусульман, которые не служили в русской императорской армии.
Любопытное свидетельство находим в мемуарах шушинца Зарэ Мелик-Шахназарова, чьи мемуары «Записки карабахского солдата» стали, по сути, единственным свидетельством событий 1918-1920 гг. в Нагорном Карабахе. В главе 4 мемуаров рассказывалось о боях близ сел Карагишлага (тюркское название Бердадзора — группы армянских сел в Шушинском районе Нагорного Карабаха близ дороги Шуша-Лачин-Горис) в сентябре 1918 года.
«…После отступления противника мы насчитали по обеим сторонам шоссейной дороги 32 трупа. Из них 6 аскеров и один офицер были турки, а остальные — местные тюрки, дагестанцы и курды. Убитых можно было отличить по одежде и оружию. В частности, турки были вооружены немецкими винтовками системы «Маузер», а все прочие — русскими «трёхлинейками». Вообще, надо сказать, неприятельские отряды были в основном смешанными. Для воодушевления мусаватистских частей, которые состояли не только из тюрок, но и из представителей других мусульманских народностей, турецкое командование включало в них турецких офицеров и аскеров» (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/121).
Напомним также, что на «Параде победы» в Баку в декабре 2020 года турецкие подразделения прошли маршем в мундирах времён Первой мировой войны с той же самой песней, которую пели турецкие аскеры летом-осенью 1918 года во время вторжения в Закавказье и на Северный Кавказ. Припев этого турецкого аналога фашистского «Дранг нах Остен» звучал так: «Бири, ики, уч, Кавкасиа бизимдир!» («Раз-два-три, Кавказ наш!»). Так что связь времён и тождественность событий в Баку и Анкаре не только не скрывалась, но даже и подчёркивалась, выпячивалась наружу.
Про переброску Турцией сирийских наёмников в Арцах известно тоже немало.
Уже в первые дни войны «организация по защите прав человека — Африн» (Human Rights Organisation — Afrin) сообщила, что более 4000 наемников из протурецких террористических формирований, действующих на оккупированной Турцией территории северной Сирии, участвует в боевых действиях на стороне Азербайджана против Республики Арцах.
Американская газета The Wall Street Journal 13 октября писала, что сотни связанных с Турцией боевиков из Сирии были переброшены в район конфликта в Нагорном Карабахе, а «ещё сотни готовятся к отправке». В материале отмечалось, что данную информацию подтвердили два источника газеты в Сирии, связанные с переброской боевиков
Об участии сирийских террористов, переброшенных в Азербайджан для участия в войне против Арцаха говорили высокопоставленные деятели США, Франции, включая президента Макрона, президент Сирии Башар Асад, глава СВР Нарышкин и многие другие.
Франция, признавшая Азербайджан агрессором, признала и прямое вмешательство в войну Турции, и её прокси. В резолюции французского Сената, в частности говорилось:
(8)»Учитывая, что военная поддержка, предоставленная Турцией Азербайджану, является основой агрессии, начавшейся 27 сентября 2020 г. в отношении населения Нагорного Карабаха, а также с учётом того, что в качестве помощи азербайджанской армии Турция также отправила наемников, которые служили в сирийских джихадистских группировках» (http://russia-artsakh.ru/node/8262).
Наконец, армянские солдаты поймали двух живых сирийских террористов, которые затем были осуждены в Армении. Кстати, сегодня бакинский нацистский режим желает обменять этих наёмников на 10 армянских пленных, удерживаемых апшеронцами.
Посол Владимир Казимиров (1929-2024), спецпредставитель президента России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху в 1992-1996 гг., наиболее авторитетный российский эксперт по нагорно-карабахской проблематике, писал о роли Турции в 44-дневной войне 2020 года.
«И помогала ему (Азербайджану – примечание наше), и торопила Турция. Обстановку в мире Баку и Анкара сочли удобной (всюду пандемия, США заняты выборами, Россия — событиями в Донбассе, Белоруссии, Сирии). При этом Анкара явно проигнорировала настоятельный призыв резолюций 874 и 884 СБ ООН «ко всем государствам в регионе воздержаться от любых враждебных актов и от любого вмешательства, которые привели бы к разрастанию конфликта и подорвали бы мир и безопасность в регионе». Турция вмешивается, упорно лезет в дела Закавказья» (https://regnum.ru/news/polit/3165230.html).
Некоторые российские политологи, в частности, Евгений Сатановский открыто говорили, что Армения и Арцах, по сути дела, воевали с Турцией.
Но если Вашингтон — союзник Анкары по НАТО, а Турция — форпост альянса в Малой Азии и на Ближнем Востоке, то с Кремлём дело обстояло вообще непостижимо. В Кремле, где ранее всегда так беспокоились по поводу прилёта пары натовских самолетов в Литву или Латвию на местечковые учения, не посчитали убедительными доказательства об агрессии турок представленные как Ереваном, так и нейтральными источниками. Таким образом, осенью 2020 года вооружённые силы страны НАТО приняли открытое участие на стороне Азербайджана в агрессии азеро-турецко-террористического триумвирата против Нагорного Карабаха и Армении.
Более того, после войны 2020 года министр обороны РФ Шойгу произнёс знаковую фразу о том, как они вместе с турецкими коллегами провели спецоперацию в Нагорном Карабахе.
О предательской политике Кремля по отношению к своему официальному союзнику Армении (Договоры «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения» от 29 августа 1997 г. и «О коллективной безопасности» от 15 мая 1992 года), о вооружении Кремлём на пару с батькой Лукашенко азербайджанского агрессора поговорим в следующем материале.
Александр АНДРЕАСЯН
Продолжение следует