Прошло два месяца после подписания в Вашингтоне документов между Ереваном и Баку при посредничестве Дональда Трампа. Подписание парафированного в Вашингтоне «мирного договора» Баку сразу же обусловил изменениями в Конституции Армении, на что Пашинян ответил, что готов принять новую Конституцию, но только после выборов 2026 года. То есть, если не будет форсмажора, «мирный договор» могут подписать не ранее, чем через год. «Помогите мне переизбраться, иначе не будет никакого договора», говорит Пашинян.
А что касается «дороги Трампа», то спустя 2 месяца очевидно, что нет даже точного понимания, где будет проходить эта дорога. Данное обстоятельльство косвенно подтвердил Никол Пашинян, «попросивший» Алиева показать «карту Зангезурского коридора». То есть ничего пока нет, только слова.
Вот почему основная «игра» происходит вокруг слов «Зангезурский кориидор».
Глава МИД Баку Джейхун Байрамов заявил сегодня: «Объявление в рамках Саммита в Вашингтоне маршрута TRIPP, который обеспечит беспрепятственное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахиджеваном через Зангезурский коридор, является важным шагом с точки зрения диверсификации связей в нашем регионе».
«Одним из ключевых итогов Вашингтонского саммита стало открытие Зангезурского коридора», заявил Ильхам Алиев во время своего выступления на 12-м саммите Совета глав государств Организации тюркских государств. «Зангезурский коридор важен как новая транспортная артерия и служит вторым маршрутом как в рамках Среднего коридора, так и в рамках коридора Север-Юг», — добавил Алиев.
2 октября в Копенгагене на встрече Никола Пашиняна и Ильхама Алиева обсуждался вопрос использования выражения «зангезурский коридор». Армения подтверждает, что заявление президента Азербайджана никоим образом не может относиться к территории Республики Армения. Об этом сегодня заявила пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян в ответ на письменный запрос агентства «Арменпресс».
В Республике Армения реализуются только проекты TRIPP и «Перекрёсток мира», что чётко закреплено в ряде международных документов, сказала Багдасарян.
Никол Пашинян ранее заявлял, что использование термина «зангезурский коридор» со стороны Алиева может спровоцировать в Армении «непонимание» «мирной повестки», намекая, что армянское общество может разочароваться и не избрать партию Пашиняна. Но упорное использование этого термина Анкарой и Баку говорит о том, что задача переизбрать Пашиняна больше не ставится. Баку и Анкара добились своих целей, и теперь настала пора избавиться от Пашиняна.
Оппозиция в Армении все еще заявляет, что подписанные документы в Вашингтоне призваны поддержать избрание Никола Пашиняна на следующих выборах, однако пытается перехватить инициативу.
В ходе сегодняшней пресс-конференции второй президент Роберт Кочарян, заявив о вступлении в предвыборную борьбу, отметил, что «предполагаемый коридор имеет существенное значение только в азербайджано-турецких отношениях». Он на карте показал, что коридор не имеет глобального экономического и логистического значения и что это чистой воды протурецкий проект.
В ответ на вопрос, какие ожидания могут быть у Армении от TRIPP, он сказал, что ожидания могут быть, «если заработает железная дорога Ерасх-Джульфа-Иран, и мы получим железнодорожное сообщение с Ираном, и если мы получим железнодорожное сообщение через территорию Азербайджана». То есть Кочарян не отрицает «дорогу Трампа», а хочет ее «расширить».
Он отметил, что «дорога интересна Турции для реализации геополитического проекта, связи с Азербайджаном и Средней Азией. Для Азербайджана — с Нахиджеваном и Турцией. И коридор под контролем США очень интересен Израилю для их длительных программ против Ирана». Кочарян предложил, чтобы Армения сама проложила дорогу и привлекла к ней Иран.
«Второй взгляд» на коридор может лишить Никола Пашиняна монополиии на нарративы о мире и деблокаде коммуникаций. А отсутствие «реваншистских» заявлений со стороны оппозиции может окончательно стереть «безальтернативность» Пашиняна для внешних спонсоров. Использование Алиевым термина «зангезурский коридор» вопреки «договоренности в Копенгагене» говорит о том, что Пашинян уже не «единственный и неповторимый».
Наира Айрумян