Армения постепенно вступает в режим предвыборной борьбы, которая, судя по действиям и заявлениям, впервые будет происходить без Арцахской проблемы. Многое зависит от внешних факторов, но от позиций политических сил в Армении будет зависеть, какое место займет Армения в новом регионе и миропорядке.
Никол Пашинян уже заявил, что Третья республика, которая была «построена на конфликте», исчерпала себя, и будет провозглашена Четвертая республика – без Карабаха. Он заявил с самых высоких международных трибун, что считает возвращение арцахцев нереалистичным и даже опасным для «мирного процесса».
Другие политические акторы также подразумевают, что вопрос Карабаха – в прошлом и не обещают «деоккупации». Более того, ни одна политическая сила в Армении не вспоминает о Решении 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха, о Декларации независимости и нынешней Конституции, о Карсском договоре и о Заявлении 9 ноября 2020 года.
За три часа пресс-конференции Роберт Кочарян почти не обращался к Арцахском тематике, сочтя этот вопрос закрытым. Он только отметил, что тему Алма-атинской декларации кто-то искусственно вбросил в повестку переговоров. «Я вел переговоры с июля 1992 по 2008 г . Никогда темы алма-атинской декларации не была в повестке. Между прочим, сейчас в российско-украинском конфликте ее тоже нет», — отметил Кочарян.
Кочарян не совсем прав – тема Алма-Атинской декларации вброшена не случайно. Это единственный существующий в мире документ, который отдаленно может оправдать тезис Пашиняна и Алиева «Карабах – это Азербайджан» и «закрытие» Арцахского вопроса.
Пашинян и на поддерживающая его существование «оппозиция» тиражируют мнение, будто после оккупации Арцаха все необратимо изменилось, что принадлежность Карабаха Азербайджану нельзя оспорить, и что Третья Республика, выстроенная на идее восстановления армянских прав, исчерпала себя.
Многочисленные дискуссии на разных телеканалах начинаются, как правило, со слов «да, мы потеряли Карабах, но…». Однако никто не приводит ни одного аргумента в пользу того, что в регионе в договорно-правовом плане что-то изменилось.
Потому что ничего не изменилось – по-прежнему действует Конституция, в которой есть ссылка на Декларацию независимости и Решение 1989 года о миацуме. Сохраняются границы, определенные Карсским договором, и его никто не отменил. Даже Заявление 9 ноября 2020 года не отменено (хотя Пашинян говорит, что оно осталось в прошлом, Москва тут же заявляет, что не получала из Армении сигналов об отзыве этого заявления).
Что в таком случае служит основанием для заявлений о «необратимых изменениях». Пустая Алма-Атинская декларация, которую, как сказал Кочарян, не признает даже Москва (иначе она не стала бы аннексировать Крым и Донбасс)?
При отсутствии изменений договорно-правовой базы даже физический захват Арцаха можно охарактеризовать как оккупацию конституционной территории Армении и депортацию граждан Армении.
Вся проблема в том, что ныне существующая правовая база, в которой Арцах, как воплощение восстановленых национальных прав, не интересует будущих участников. Они предпочитают говорить о менее реальных материях – Алма-Атинской декларации и прочих пузырях.
Алма-атинская декларация имела ноль воздействия на переговорный процесс. Об этом заявил Серж Саргсян, который не объявил о вступлении в предвыборную борьбу и, возможно, не будет в ней участвовать. Серж Саргсян опроверг заявления премьера Никола Пашиняна о том, что карабахский вопрос фактически был решен после принятия Алма-Атинской декларации в 1991 году. Если бы это так, то зачем было создавать Минскую группу ОБСЕ, страны-сопредседатели которой на уровне лидеров впоследствии приняли 5 совместных заявлений.
Он также отметил, что в период его президентства Баку не осмеливался напоминать об Алма-Атинской декларации. Этот документ имел нулевое значение на всем протяжении переговорного процесса, добавил Саргсян. Он также отметил, что вопрос Карабаха не закрыт и остается актуальным на международных площадках.
Сам Пашинян утверждает, что об Алма-Атинской декларации «напомнили» европейские страны. Он отметил, что именно на саммите в Праге в 2022 году Армения и Азербайджан «подтвердили суверенитет и целостность друг друга на основе Алма-Атинской декларации.
То, что Шарль Мишель вытащил из широких штанин именно эту декларацию, только подтверждает то, что ничего более серьезного для оправдания агрессии и геноцида со стороны Баку, а также для отречения от Арцаха со стороны Армении не нашлось.
Если предвыборная борьба будет происходить в рамках отказа от армянских прав, то совершенно все равно, кто получит больше голосов и продолжит процесс отречения от Армении.