В сентябре 2023 года, во время исхода армян из Арцаха, Юрик и Бахши также были вынуждены покинуть свою деревню, оставив всё, что они нажили за эти годы.
Юрик сначала поехал в Ереван к родным. Через несколько недель понял, что шум, высокая аренда и непривычная среда большого города ему не по душе. Он решил переехать в Капан, не только потому, что у него там была родня, просто это одно из немногих мест, которое напоминает ему об Арцахе. Капан, с его горами и природой, очень похож на Арцах. Именно поэтому это место стало для него маленьким продолжением Арцаха.
«Первым пунктом притяжения стал наш диалект: люди здесь говорят, как мы, мы полностью понимаем друг друга. Не «переводим» с армянского на армянский. Есть несколько слов, которые мы произносим иначе, но это наш язык, здесь все наше», — говорит Юрик.
Бахши, переселенец из села Хнушинак Мартунинского района, работает на той же стройке, что и Юрик, и именно так они познакомились, хотя оба жили раньше в Мартунинском районе.
Бахши — тракторист и имеет большой опыт работы с землей. Он говорит: «Природа Капана, какой бы родной она ни казалась, не заменит полей родной деревни».
«Очень похожа, но наша природа была золотой. Коснулся земли — и вырастает золото. Здесь такого не чувствуешь».
Юрик много лет занимается сельским хозяйством. «Скотоводство, садоводство, виноградарство. А теперь я не могу проложить и десяти грядок. Я бы хотел жить в деревне, но дети хотят в городе», — говорит он.
Больше всего он скучает по своему сорту винограда. «Кардинал исчез; он не жёлтый и не красный. Не могу найти виноград моего сердца».
Бахши, который теперь живёт в съёмной квартире площадью в несколько квадратных метров вместо собственного большого дома и сада, отмечает и положительные моменты наряду с трудностями: «За несколько месяцев у нас появились золотые соседи».
Бахши изначально жил в городе Мартуни в Гегаркуникской области, где, как он шутит, «трактором рыбу не поймаешь», поэтому он переехал туда, где его единственный актив – трактор – может зарабатывать деньги и обеспечивать его пропитание.
Сейчас они живут в съёмном доме. Арендная плата за дом составляет от 40 до 180 тысяч драмов. «Мы платим 40 тысяч, но дом, в котором мы живём, был совершенно пустым, нам пришлось всё покупать, единственное, чем нам помогли, – это стиральная машина», – говорит Бахши.
Иметь свой дом стало мечтой, а жить в родных пенатах – как молитва. Теперь они ждут реализации жилищных программ. Бахши решил, что будет жить в Капане, пока не откроется дорога к дому, а дети Юрика хотят жить в городе, чтобы иметь возможность работать.
Но оба они говорят, что сердце там, где могилы. «Каждый хочет быть похороненным на родине. Мы уже в том возрасте, когда задумываемся о смерти, о наших заброшенных могилах, где нас должны были похоронить», — говорит Бахшин.
Юрик без лишних слов добавляет: «Я прожил там 53 года. И я скучаю по всему».
Сейчас они продолжают жить в Капане, совсем рядом с Арцахом. Они уверены, что если дверь дома откроется, все побегут туда босиком.
Мариам Саргсян