
Карине Манасян рассказывает, что в те времена, когда они жили в своей деревне, её жизнь была полна счастья: дети, соседи и тепло, ставшее обыденным деревенское тепло.
«Мы прожили счастливую жизнь», — говорит она, и в этом «счастье» — полнота прожитых лет.
Летом 1992 года Карине познакомилась со своим будущим мужем у Хуступа. Они с девушками направлялись к горе Хуступ, когда к роднику подошла группа молодых людей. Её сестра заметила парня из Арцаха, который всё время поглядывал на Карине. Парень попросил воды, и когда протянул бутылку, она разбилась. Молодой человек сказал: «Все, я так и сделаю, это знак».
Карине в тот момент не поняла, что он имел в виду. Она только что окончила школу и работала. Её увезли прямо в Арцах под предлогом работы. Война уже шла.
«Сменив несколько транспортных средств, в конце уже на БТ, мы наконец добрались до Бердзора, а затем прибыли в Шуши», — рассказывает Карине.
Она думала, как сбежать и вернуться домой, хотя знала, что дома её вряд ли примут. В полночь они приехали к будущей золовке, которая спросила брата: «Зачем ты привёз бедную девочку?»
Карине плакала без умолку, переживая за родителей. Грайр оставил её в Шуши и уехал в Мачкалашен. Через несколько дней он приехал за ней, и они сыграли свадьбу в деревне.
На следующий день в центре села царил переполох. Сказали, что Аво приехал с женой. Карине очень хотела его увидеть. Аво подошёл, сказал Грайру: «Другие похищают девушек и везут в Армению, а ты привёз жену оттуда, это пример для подражания», и поцеловал в лоб, попросив Седу сфотографировать молодых.
По словам Карине, в то время им было трудно представить, что, взмахнув несколько раз листком бумаги в воздухе, можно увидеть фотографию; та первая фотография, сделанная Седой, стала реликвией для их семьи.
Спустя 35 лет они стали вынужденными переселенцами. В 2023 году покинули Арцах вместе с семьёй и поселились в родном Капане. В Арцахе они родили троих детей и жили счастливо до депортации.
«Капан выбрала не я, а муж», – отмечает она.
Спустя почти три десятилетия Карине вернулась в родной город, но возвращение оказалось непростым. Мартуни, Неркин Чартар (Алибали) и весь Арцах стали для неё невыразимо дорогими.
У неё чувство, будто они снова живут на границе. В Капане, на границе, они чувствуют себя «как дома», как нигде в Армении.
«Я советую всем приехать в Сюник, давайте вместе строить и укреплять его своим присутствием, чтобы однажды, когда откроется дорога, мы смогли вернуться домой как можно скорее», — говорит Карине с надеждой и упорством.
Её слова полны желания вернуться домой. Она уверена, что они добьются этого благодаря ежедневному труду, ожиданию и укреплению общины.
Мариам Саргсян