То, на что мы должны жить с больным братом, никого не волнует

  • 13:46 24.10.2025

На днях мы писали о малых семьях, которые после насильственной депортации из Арцаха оказались в крайне тяжелом положении. С апреля текущего года они не получают социальную поддержку от государства и не в состоянии платить баснословные суммы за аренду жилья.

Вера Бабаян — беженка из Гадрута. В результате 44-дневной войны вместе с престарелой больной матерью и братом подверглась насильственной депортации. В 2024 году мама скончалась, и они с братом теперь живут вдвоем.

«В 1993 году, в период первой Арцахской войны, я окончила Степанакертское медицинское училище и сразу же перешла к практике в условиях военного времени. Изначально работала операционной и перевязочной медсестрой в военном госпитале, затем перешла в Гадрутскую войсковую часть, где и проработала до 2020 года.

Во время 44-дневной войны я была вынуждена оставить родной край и переехать в Армению, поскольку моей 95-летней маме нужен был покой и полноценный уход, что обеспечить в условиях военного времени было нереально.

После окончания 44-дневной войны брат приехал к нам. Год мы прожили в Цахкадзоре, затем переехали в Ереван.

В 2024 году мама умерла, и мы с братом остались одни. Сейчас я работаю лаборантом в Канакерской восьмой больнице. Здесь же мы снимаем квартиру, за аренду которой платим 130 тысяч драмов в месяц, что соразмерно моей нынешней зарплате.

Живем мы только на пенсию брата, у которого третья группа инвалидности. Пенсия составляет всего 36 тысяч драмов. Брат не в состоянии работать, поскольку у него проблемы с сердцем, и ему противопоказаны даже умеренные физические нагрузки.

С апреля текущего года мы не получаем финансовую поддержку от государства. Согласно программе поддержки, представители 3 группы инвалидности не входят в ряд особо уязвимых слоев арцахского населения. Программой по поддержке малоимущих семей мы также не можем воспользоваться. В министерстве социального обеспечения это обьясняют тем, что наш семейный бюджет превышает установленные в программе нормы, а то, что вся моя зарплата уходит на выплату аренды жилья, и мы вынуждены существовать  только на мизерную пенсию брата, еле сводя концы с концами, никого не волнует.

Недавно мы подали документы на получение нового паспорта и надеемся, что в ближайшем будущем в программу жилищного обеспечения для арцахцев будут внесены изменения. Поскольку сейчас в программе предусмотрены смешные суммы, по которым даже большим семьям сложно приобрести жилье, не говоря уже о маленьких семьях. Где мы с братом можем приобрести жилье за такую мизерную сумму? Только в приграничных районах, где жить мы не намерены.

Мы с братом уже успели интегрироваться в Ереване. Здесь у меня сформировался круг общения, есть работа, любимый колектив, который принял меня очень тепло. Каждый переезд связан с большими стрессами, а последствия стрессов довольно часто бывают необратимыми, как в случае с моим братом, у которого в связи со стрессами усугубилась болезнь сердца.

Зачем снова мучить всех нас? Неужели нельзя предоставить нам жилье в том месте, где мы уже привыкли и хотим жить? Решение жилищной проблемы малых семей из Арцаха я вижу только в предоставлении им жилья. В противном случае, мы не сможем купить жилье и в один прекрасный день просто окажемся на улице», поделилась Вера в беседе со Step1.am.

Арсен Агаджанян