Если в церкви сидят «агенты», то нужна всеобщая люстрация, и не ясно, что она выяснит

  • 11:32 03.11.2025

Второе воскресенье в Армении происходят «параллельные» литургии в Эчмиадзине и ставшем бастионом Пашиняна Ованаванке, которые в медиа-пространстве выливаются в баталии, наращивая уровень психоза в обществе. При этом мало кто может сказать, что происходит и что будет, если Гарегин Второй подаст в отставку. Технически Пашинян уже представил схему — назначается некий совет с участием правительства, который меняет Устав церкви, а затем избирает католикоса, но без обета безбрачия.   

Это выглядит просто, но конфликте Эчмиадзина и Ованаванка смешалось сразу несколько линий, которые не позволяют многим людям сориентироваться в происходящем.

Официальная пропаганда в основу конфликта закладывает противопоставление личностей – нарушивший обет безбрачия Гарегин Второй с одной стороны, а с другой – не дававший обета бывший священник тер Арам.

Однако по экспертным каналам интенсивно проводится другая линия – Эчмиадзин тесно связан с российскими спецслужбами, и нужно оторвать нашу церковь от чекистского прошлого и настоящего.

Третья линия – противостояние между Пашиняном и оппозицией: прибывающие в Ованаванк на «литургию» говорят, что они «с Пашиняном», указывая, что вопрос не теологический, а чисто политический.

Есть еще одна важная линия – право распоряжаться собственностью церкви: Пашинян уже намекал, что согласно «кадастру» Ованаванк и другие церкви – собственность государства, и она подлежит «возвращению». Согласно Уставу церкви, право распоряжаться собственностью церкви имеет только Католикос.

Кроме того, в мире происходит «консолидация» христианского мира — это и историческая встреча главы Англиканской церкви, короля Британии Карла с Папой Римским в Ватикане, и предстоящий визит Папы в Константинополь, где он встретится с главой Греко-Православной церкви и предстоятелями Сирийской и Армянской церквей. Есть предположения, что Трамп поддерживает консолидацию христианской цивилизации как будущей основы нового миропорядка.

Но в Армении тиражируется в основном информация о причастности церкви к российским спецслужбам. Пашинян, например, заявил в парламенте, что негативные стереотипы в отношении Турции и Азербайджана были навязаны российскими спецслужбами в эпоху СССР.  «Послушайте, мы должны освободиться от стереотипов, навязанных нам агентами КГБ», – сказал Пашинян, на что спикер МИД России Мария Захарова ответила, что «геноцид армян начался в 1915 году, за 40 лет до создания КГБ».

История связей Армянской церкви с Российской империей началась еще до завоевания Россией Восточной Армении у Персии и Гюлистанского договора 1813 года. Есть многочисленные документы, которыми российские императоры жаловали Армянской церкви права и земли, зачастую называя древнюю Армянскую церковь «сектой». Есть свидетельства того, что именно российский император пожаловал право католикосу Армянской церкви носить на клобуке крест, а остальным священникам запретил. И это правило сохраняется по сей день.

История Армянской и других церквей в тоталитарном Советском союзе не могла быть не связана с российским государством и спецслужбами.

После распада СССР в Армении, в отличие от прибалтийских стран, не осуществили люстрацию. Наоборот, до недавнего времени армянский СНБ считал свою биографию со дня создавния советских спецслужб. А многие высокопоставленные офицеры СНБ имели советские или даже российские звания и получают российские пенсии. Более того, войска российского ФСБ до сих пор охраняют границы Армении с Турцией и Ираном. Так что, ФСБ России вполне легально действует в Армении.

В Украине во время войны Русская Православная церковь отделилась от Московского патриархата и получила томос Вселенского патриарха, который восседает в Константинополе.

Если в Армении дело в упразднении влияния российских спецслужб, и именно этим, как говорят, обусловлен церковный конфликт, то начинать, наверное, следовало бы с общей люстрации, и священников, которых уличили бы в работе на российские спецслужбы, подвергли бы ответственности наряду с остальными агентами.

Но, судя по всему, дело в другом. Если следовать примеру Украины, то, возможно, проводится попытка перевести центр Армянской Апостольской церкви из Эчмиадзина в тот же Константинополь. Это будет означать, что распоряжаться колоссальным недвижимым имуществом Армянской церкви будут уже не из Эчмиадзина, а из Полиса.

Это кардинальный геополитический шаг, который должен свидетельствовать об отрыве Армянской церкви от Москвы, хотя та официально не имеет отношения к Эчмиадзину.

Участвующие в спектакле «хороший католикос-плохой католикос» прихожане должны понимать корни конфликта и его последствия.