
В связи с 5-й годовщиной позорного заявления 9 ноября армянские политические деятели высказали свои позиции по поводу того, что произошло. Исходя из опубликованных материалов, никто из актуальных политических персон не видит альтернативы заявлению 9 ноября, не считает актуальными Декларацию независимости Армении и, соответственно, Решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха.
«Дебаты» происходят не вокруг проекта будущего Армении, а по поводу прошлого – чего можно было избежать и кто мог прийти к сегодняшнему сотоянию лучше – Пашинян или другие. В ответ на заявления Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна Никол Пашинян сказал, что любой другой путь привел бы к потере государственности Армении, и жители Армении и Карабаха интуитивно сделали все, чтобы этого не произошло.
Анализ произошедшего, мотивов действий правительства Армении в 2020-2023 гг., позиции внешних сил крайне важен. Но он необходимо только в случае, если есть проект сохранения государственности Армении, и он воспринимается как реальный всеми общественными полюсами.
Ни один из политических полюсов не предлагает деоккупации Арцаха (это обязательство есть только в программе нынешнего правительства), более того, никто не говорит о возвращении арцахцев здесь и сейчас. Разница в позициях состоит в том, что оппозиция призывает не закрывать Арцахский вопрос полностью и оставить место для переговоров в будущем. Пашинян возражает, что в этом случае под угрозой окажется государственность Армении.
Вокруг этого и будет, судя по всему, разворачиваться предвыборная борьба в Армении в 2026 году. В практическом плане это будет выражаться в том, что одни будут выступать за подписание парафированного в Вашингтоне соглашения, а другие — за более широкие международные обсуждения и гарантии.
Политическая сила Роберта Кочаряна уже заявила, что будет участвовать в выборах 2026 года. Партия Сержа Саркисяна пока не приняла решение: во время выборов 2021 года РПА до последнего не хотела участвовать в выборах. Не исключается, что на сей раз они откажутся от участия в предвыборной гонке, оставив за собой должность «арбитра».
При этом Кочарян говорит, что самым большим шоком для него стали результаты выборов 2021 года, «когда человек, принёсший поражение и жертвы, не должен был переизбраться». Кочаряна и Саркисяна до сих пор обвиняют в том, что в 2021 году, приняв участие в выборах, они легитимизировали Пашиняна и обеспечили ему беспроблемный «копыркинский» парламент.
Сыграют ли они ту же роль и в 2026 году? И что будут делать оппозиционные бывшие президенты, если придут к власти?
«Что бы я сделал в дополнение к этому договору, подписанному в Вашингтоне? Я бы предложил параллельно с первоначальным заключить ещё одно соглашение, которое касалось бы формирования системы гарантий для существующего соглашения. Наилучшим вариантом было бы, если бы гарантами армяно-азербайджанского мирного договора выступили Россия, США и Китай. Предлагаю подписать в дополнение к существующему документу ещё один, который будет иметь систему гарантий, поскольку в этом такой системы нет. Всегда можно обсуждать и вносить предложения, которые не отрицают сделанное, а дополняют», — подчеркнул Кочарян.
Пашинян, фактически, говорит о двусторонних договоренностях с Азербайджаном и Турцией, без каких-либо гарантий.
Других конкретных предложений пока не прозвучало.