
Вчера в Ереване состоялся диалог, посвященный реализации «комплексного пакета мер Совета Европы по реагированию на приток беженцев в Армению». Мероприятие было организовано по совместной инициативе Министерства иностранных дел Республики Армения и Совета Европы.
После притока беженцев в Армению в 2023 году Совет Европы запустил комплексный пакет мер реагирования, общий бюджет которого составляет 2,8 млн евро.
В ходе обсуждений представители правительства Армении заявили, что успешно справляются с потоком беженцев. В частности, замминистра внутренних дел отметил, что процесс «получения гражданства» вынужденно перемещенными из Карабаха лицами активизировался. А замминистра социального обспечения отметила, что жилищная программа для беженцев работает, и даже 240 малых семей уже приобрели квартиры. Она отметила, что жилищная программа для арцахцев оценивается в 1,5 млрд. евро и нацелена на полную интеграцию беженцев.
На обсуждениях не было представителей депортированных карабахцев, и странно, что Совет Европы оценивает итоги проекта, не пытаясь узнать мнение самих беженцев. Словно у карабахцев нет языка, и они не могут выразить свое мнение, или карабахцы заразны, и с ними нельзя встречаться.
Собственно, в ходе обсуждений практически не упоминались карабахцы, речь шла об абстрактных беженцах. Замминистра ВД Армен Казарян сказал, что Армения приняла многие потоки беженцев, из Ирака, Сирии (он не стал упоминать Россию и Украину), но беженцы из Карабаха – особенные, потому что большинство их осталось жить в Армении.
Если бы в зале были карабахцы, они вынули бы из кармана свой синий армянский паспорт и спросили бы, как граждане страны могут быть беженцами в своей стране. Они бы рассказали Совету Европы, что купленные на сертификаты дома – это в основном ветхие жилища жителей Армении, которые и не надеялись продать свои дома за такую баснословную цену. Но даже на старое жилье сертификатов не хватает, и люди вынуждены брать кредиты, оказавшись в долговой кабале на долгие годы.
Карабахцы бы сказали, что из 30 тыс. человек, которые сейчас работают в Армении, даже 1 процент не работает по специальности, с использованием своих знаний, опыта и творческого потенциала (не считая военных). Большинство делают самую низкооплачиваемую работу, хотя до 2023 года их квалификация не оспаривалась в Армении.
Европейские организации, в частности, Совет Европы, действительно вкладывают немалые средства в решение социальных, психологических проблем арцахцев, что очень важно. Однако для обеспечения эффективности этих средств необходимо, прежде всего, привлечение самих арцахцев в процесс оценки нужд, определение приоритетов и мониторинг проектов.