Решили, что Арцвашен наш, Тигранашен их, и говорят о воле народа

  • 23:48 13.11.2025

Собеседник Step1.am — Ара Папян, руководитель центра Modus Vivendi.

– Господин Папян, в последние дни вновь актуализировалась тема так называемых «анклавов». Почему вопрос поднят именно сейчас?

– Потому что Алиев движется вперёд, решая поставленные перед ним задачи одну за другой. Он уже считает вопрос коридора, а речь идет именно о коридоре, решённым, и переходит к следующему вопросу, о котором было объявлено заранее. С другой стороны, он всячески помогает Николу Пашиняну, в частности, презентация, связанная с пшеницей, была устроена в поддержку Пашиняна, чтобы показать, будто блокада снимается. Но Алиев сильно сомневается, что Никол Пашинян победит на выборах, поэтому и хочет вырвать хоть что-то, пока есть возможность, чтобы потом не столкнуться с проблемами.

– Каковы будут последствия, если армянские власти все же передадут Тигранашен Баку?

– Это будет означать, что дорога, ведущая в Сюник и Вайоц Дзор, перейдёт под контроль азербайджанцев. То есть, придётся строить объездную дорогу. Во-вторых, это даст азербайджанцам возможность разместить там как своих людей, так и вооружённые формирования. Но даже если объездная дорога будет построена, Бакуполучит контроль над ней и в случае войны может её перекрыть. И, в-третьих, они подойдут вплотную к сердцу Араратской долины, к Еревану. Мы всегда говорили: Азербайджан не желает мира, потому что все эти «анклавы» не имеют никакой правовой базы, кроме каких-то рисунков, которые они называют картами. Почему я говорю «рисунки»? Потому что карта, не приложенная к международному документу, в которой нет делимитации, то есть описания границы, – это просто рисунок.

— То есть, никаких правовых оснований для так называемых «анклавов» нет?

— Никакой. Если в советский период существовала хотя бы административная основа для разделительной линии (я не говорю «граница») между Азербайджанской ССР и Армянской ССР, что с точки зрения международного права ничтожно, то в отношении «анклавов» такого понятия нет. И попытки отождествить Арцвашен с Тигранашеном, совершенно неуместны. Не говоря уже о тех нескольких так называемых «анклавах» на пути в Грузию. Обратите внимание, что так называемые «анклавы» возникли не на случайных территориях, а на важнейших дорогах. Один — на пути в Иран, другой — на пути в Грузию. И это ещё раз доказывает, что азербайджанцы и турки последовательно продвигали свою программу и теперь вместе с Николом Пашиняном ставят всех перед фактом.

— То есть, в случае каких-либо изменений в отношении этих территорий у Армении возникнут серьёзные проблемы с безопасностью и инфраструктурой?

— Да, у Армении будут проблемы с безопасностью, ведь дороги — это прежде всего вопрос безопасности. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность, а связь с Ираном закрывается на ещё один замок. Помните, как отдали участок дороги Горис-Капан, а ведь это тоже была территория Армении, и были документы, подтверждающие, что эта дорога была построена в 1960-х годах на средства армянского бюджета. Если премьер-министр страны действует на стороне врага, делайте что хотите, в конечном итоге проиграете, потому что протесты либо сталкиваются с насилием, либо с арестами. Или тратят деньги наших налогоплательщиков, чтобы проводить лживую пропаганду.

— Власти манипулируют этим вопросом, заявляя, что Арцвашен — это часть территориальной целостности Армении, и они не имеют права оставлять эту территорию Азербайджану, не спросив воли народа. Как вы это оцениваете?

— Да, но речь не об Арцвашене, а о правовой основе. А кто сказал, что Арцвашен — анклав? Это не анклав и не эксклав, он соединён с Арменией, как полуостров. Кто решил, что это анклав? Согласно картам 1920-х годов, Арцвашен соединён с Арменией, а в составе Арм.ССР нет никакого азербайджанского анклава. Вот почему мы говорим, что сначала нужно уточнить правовую основу, на основе которой определяется граница. Но они уже решили, что Арцвашен наш, Тигранашен их, и говорят о воле народа. С каких это пор стали учитывать волю народа?

— Почему, в таком случае, не учли волю народа при передаче остальных территорий Азербайджану?

— Разве когда они предоставляли же коридор, они учитывали волю народа? Или когда «решали» арцахский вопрос, пусть даже временно, разве спрашивали волю народа? А может, когда отдавали приказ о сдаче территорий, хотя азербайджанцы не ступали в Карвачар и на другие территории ни ногой, разве кто-то учитывал волю народа? Пусть не рассказывают сказки. Повторяю, это повестка Никола, обслуживающая турецко-азербайджанские интересы, чтобы получить максимальную поддержку на выборах. Остальные на подпевке.

Роза Ованнисян