Для Армении, первой страны, принявшей христианство в 301 году нашей эры, ставки не могут быть выше. Стране грозит полное уничтожение со стороны воинственных соседей, Азербайджана и Турции, заинтересованных в воссоздании Османской империи. Её собственное руководство потакает им.
Нынешний премьер-министр Никол Пашинян отправляет в тюрьмы и наказывает своих политических оппонентов, включая руководство старейшей религиозной организации – Армянской Апостольской церкви.
3 октября архиепископ Микаэл Аджапаян, предстоятель Ширакской епархии, был приговорён к двум годам лишения свободы за критику политики премьер-министра. Десятки других церковных деятелей были арестованы и ожидают приговора.
Есть как минимум две причины, по которым администрации Трампа следует дистанцироваться от Пашиняна.
Во-первых, внутренняя политика Пашиняна катастрофична, а политика в отношении Арцаха рассматривается большинством жителей Армении и армянской диаспоры США как пораженческая. В ноябре 2024 года американские армяне подавляющим большинством проголосовали за пару Трамп-Вэнс. Если армянские избиратели воспримут поддержку Пашиняна администрацией как попытку принести интересы Армении в жертву интересам богатого нефтью Азербайджана и стратегически важной Турции, они могут потерять надежду.
Во-вторых, возлагать ответственность за успех Соглашений от 8 августа на такого, как Пашинян, непопулярного и коварного лидера, слишком рискованно для президента Трампа. Уступив Азербайджану в рамках Соглашения по нескольким ключевым вопросам, важным для народа Армении (например, право на возвращение беженцев в Нагорный Карабах, военнопленные, поправки в Конституцию и другие), Пашинян вызвал гнев подавляющего большинства своего электората и, вероятно, будет отстранён, если выборы в Армении пройдут свободно и честно. Это делает его непредсказуемым, а вероятность того, что он пойдет на сомнительные геополитические соглашения, которых не чурается, возрастет.
С момента обретения Арменией независимости от Советского Союза в 1991 году ее лидеры постоянно обманывали западных политиков и лгали о своих связях с Россией, масштабах коррупции, нарушениях прав человека и честности выборов.
Премьер-министр Пашинян не исключение.
Его публичная риторика резко контрастирует с его прозападным имиджем, который он создаёт за рубежом, и почти подобострастной позицией, которую он занимает по отношению к лидерам Азербайджана и Турции, главных соперников России и Армении в регионе. Теперь он таким же образом заигрывает с Соединёнными Штатами.
Его последняя тотальная война против церкви демонстрирует, насколько далеко он готов зайти, чтобы угодить Анкаре и Баку. Показательно, что он начал эту кампанию против Армянской церкви после заявления главного шиитского духовного лица Азербайджана, в котором он предположил, что священники представляют «большую угрозу для всех соседних стран региона».
Несмотря на бурный общественный резонанс, вызванный его отвратительным поведением, Пашинян не колеблясь преследовал инакомыслящих. Его первой жертвой стал миллиардер-филантроп Самвел Карапетян, задержанный 18 июня и заключенный в тюрьму по обвинению в попытке свержения правительства за публичное заявление в поддержку Армянской церкви. Через несколько дней подконтрольный Пашиняну парламент принял решение о начале процесса национализации Распределительных электросетей Армении, принадлежащей Карапетяну.
Репрессии против церкви и лидеров оппозиции на этом не прекратились, затронув высокопоставленных священнослужителей, включая архиепископа Баграта Галстаняна. В то время как Аджапаян был быстро приговорён к двум годам лишения свободы по решению суда Пашиняна 15 октября, Служба национальной безопасности Армении (СНБ) — преемница КГБ — арестовала епископа Мкртича Прошяна и нескольких других священнослужителей Арагацотнской епархии после обвинений, высказанных в эфире телеканала недовольным бывшим священником.
Несмотря на свою «прозападную» риторику, Пашинян остаётся марионеткой России. Его недавняя тирада в парламенте, в которой он высмеивал США как непостоянного союзника, на которого «армянскому народу не стоит полагаться», — тому подтверждение.
Отказ Пашиняна от поддержки армян-христиан в Нагорном Карабахе в 2020–2023 годах стал главной причиной, по которой церковные лидеры выступили против него, и почему его рейтинг одобрения составляет однозначное число . Сегодня в Армении мало кто будет оспаривать мнение о том, что в обмен на избрание на пост премьер-министра пророссийским парламентом Армении Пашинян позволил Азербайджану взять под контроль большую часть Нагорного Карабаха (что соответствует так называемому «плану Лаврова», инициированному министром иностранных дел России Сергеем Лавровым). Это был план Б Кремля после того, как основной план, связанный с предыдущим лидером Армении Сержем Саргсяном, не смог спровоцировать вооруженное восстание в центре Еревана, столицы Армении, в 2016 году.
Нигде его геополитические метания не проявляются так очевидно, как во время нескольких десятков визитов в Москву с момента прихода к власти в 2018 году, в то время как в Вашингтон и европейские столицы он совершил лишь несколько визитов. Его визит в Пекин и подписание соглашения о стратегическом партнёрстве 31 августа, всего через несколько дней после подписания соглашений в Белом доме 8 августа, — ещё одно тому подтверждение.
Достойный и прочный мир между Арменией и Азербайджаном потребует от Армении лидерства, пользующегося прочной поддержкой граждан, способного помочь восстановить стратегические буферы и суверенитет Армении, а также укрепить её христианское наследие. У Пашиняна всего этого нет. Попытки администрации Трампа доверять ему и сотрудничать с ним — прямо или косвенно — рискованны и могут привести к обратному эффекту.
Доктор Давид А. Григорян — научный сотрудник Школы государственного управления имени Кеннеди Гарвардского университета и внештатный научный сотрудник Центра глобального развития в Вашингтоне, округ Колумбия.