
В бакинских СМИ появилась информация о начале продажи квартир в Степанакерте. Речь идет о квартирах в якобы строящихся многоэтажках.
Судить о сохранности имущества армян в Арцахе можно только по дозированным видео, которыми делятся сами азербайджанцы, нередко под армянскими профилями. Многие арцахцы уже знают, что у них больше нет дома, поскольку Баку разрушил часть центральных районов Степанакерта и целые села. Но это не влияет на решимость вернуться в армянский Арцах, посетить могилы родных, получить благословение и построить новые дома.
А пока власти Армении, которые вступили в процесс заключения «мирного соглашения» с Азербайджаном, всячески избегают озвучивания и отстаивания прав арцахцев, в том числе имущественных. Хотя именно Армения является гарантом прав и безопасности Арцаха, что зафиксировано даже в программе нынешнего правительства.
До 2023 года государственный кадастр и госрегистр Арцаха отправляли в Ереван «на утверждение» все решения о регистрации имущества или юридических лиц. Только после «ответа» из Еревана арцахцам выдавалось сводетельство о регистрации.
После сентября 2023 года официальный Ереван делает вид, что никакого имущества у арцахцев не было, и Армения не имеет отношения к тому, чем владели арцахцы. «Забывчивость» правительство Армении объясняет тем, что любая претензия со стороны Армении вызывает аналогичные претензии со стороны Азербайджана, скажем, в адрес Сюника или Гегаркуника.
Конечно, и курам ясно, что параллели тут неуместны, однако спустя более чем 2 года после оккупации и депортации под угрозой геноцида арцахцы не могут получить ответы на казалось бы простые вопросы: признаются ли в Ереване выдававшиеся 32 года в Степанакерте документы — паспорта, свидетельства о собственности, дипломы, свидетельства о рождении, браке, смерти? И если свидетельства о рождении и смерти признаются, то по какому принципу не признаются свидетельства о правах на имущество?
Все документы выдавались в Арцахе, но котировались в Ереване как релевантные и правомочные. Они ничем не отличались от документов, выданных в Гаваре или Горисе, даже внешне.
Армянские банки, пользующиеся гарантиями Центробанка Армении и имевшие филиалы в Арцахе, брали в залог недвижимость в Арцахе, выдавали кредиты, в том числе ипотеку. То есть право людей на недвижимость признавалось в полной мере.
Что же изменилось после сентября 2023 года? Да, люди потеряли свою собственность по не зависящим от них обстоятельствам, но разве это влияет на признание их прав?
Правительство Армении не может признать эти права, так как это предполагает ответственность как гаранта и борьбу за эти права, к чему правительство не готово. Более того, премьер называет опасными такие разговоры.
Какие-то правовые процессы в международных судах по отстаиванию имущественных прав арцахцев, конечно, инициируются, но официальная политика Еревана не только не способствует продвижению этих прав, но и препятствует их признанию.
Ереван отрекается от гарантии прав арцахцев, обретенных ими за 1991-2023 годы. Ереван отрекается от синих паспортов арцахцев с кодом 070, фактически, вынуждая арцахцев отказываться от армянского гражданства, чтобы снова его получить. При этом масса людей с паспортами 070 до 2023 года имела гражданство Армении (автоматически получив по месту регистрации), другие, наоборот, родились не в Арцахе, но паспорта у них с кодом 070.
Правовая неразбериха, которую власти Армении и Арцаха поддерживали 30 лет, была обусловлена тем, что власти Армении за все эти годы ни разу не пытались реализовать обозначенное в Конституции РА решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха. Это решение «на земле» действовало в полной мере, в том числе — по части признания прав, но официально его старались не вспоминать. Блого, в Арцахе всегда находились любители театра независимости.
Эта неразбериха и привела к тому, что, оказавшись в Армении, арцахцы вдруг обнаружили, что жили в своей стране, честно освобожденной кровью, «нелегально», «не по-настоящему». Вроде армянский паспорт есть, но он не действует, вроде есть свидетельство о собственности, но никто не берется его гарантировать.
Алиев примерно год назад сказал, что если хозяева собственности в Арцахе не появятся, то она будет национализирована. С тех пор часть кварталов Степанакерта, ряд сел были полностью стерты с лица земли. Остальная часть переделывается и, возможно, будет выдана за новое жилье и продана желающим. В интернете уже были кадры проспекта Вазгена Саркисяна в Степанакерте, где фасады домов просто не узнать.
Юристы не могут дать однозначных рецептов, как этому противостоять. Кто-то говорит, что надо подать в международные суды, чтобы хотя бы получить компенсацию. Другие советуют ждать, чтобы не потерять права на собственность. Власти однозначно говорят, что возвращения не будет, и советуют интегрироваться в Армении.
Турция до сих пор не решила вопрос собственности армян, которые подверглись геноциду в 1915 году — согласно Лозаннскому договору, Турция, которая национализировала собственность армян, не имеет права продать или предоставить эту собственность другим лицам. Любые попытки Турции нарушить это правило сталкиваются с сопротивлением армянской диаспоры и Армянской Апостольской церкви.
Баку вряд ли будет столь же щепетилен, тем более, что сопротивления никакого не будет. Однажды все узнают, что указом Алиева вся частная недвижимость в Арцахе национализирована, и у нее уже другие хозяева. А арцахцы «добровольно» отказались от своих прав.