
Молитвенный завтрак в Ереване косвенно выявил связь между отречением от Арцаха и «мирным процессом», который правительство Армении активно продвигает, гонениями на Церковь и возможным лишением группы Ташир лицензии на эксплуатацию Армянских электросетей.
Участники Молитвенного завтрака в ходе бесед с журналистами раскрыли суть этой связи, о которой, видимо, в приватных беседах им рассказали представители правительства Армении.
В частности, как выяснилось, нападки правительства на руководство Армянской Апостольской церкви обусловлены тем, что руководство Церкви отстаивает права арцахцев на международных площадках, заявляя о защите исторического наследия в Арцахе. Таким образом, по словам участников Завтрака, Церковь якобы препятствует «мирной» политике правительства и соглашениям, достигнутым в Вашингтоне. Правительство хочет, чтобы Церковь отказалась от претензий на свое имущество в Арцахе (а это более сотни церквей) и стала «агентом правительства» по превращению Армении в «перекресток мира».
При этом участники говорят, что правительство Армении обвиняет Армянскую церковь и в том, что она является «агентом России» в Армении, и хотя нет никаких доказательств этого, правительство хочет лишить Церковь возможности продвигать российскую повестку.
Эта манипуляция не выдерживает никакой критики и может распаться от одного вопроса: разве защита от прав арцахцев и армянского наследия в Арцахе, в которой обвиняют Церковь, – это политика России?
Разве не при посредничествестве Путина было подписано заявление 9 ноября 2020 года, разве не Путин первым «признал», что Россия всегда считала Арцах частью Азербайджана, разве не Москва отказалась от Минской группы ОБСЕ, разве не российские войска запрещали въезд в Арцах «иностранцам», вплоть до международных организаций? Разве не Москва первой приветствовала соглашения в Вашингтоне, подписанные 8 августа 2025 года?
Между Москвой и Вашингтоном нет никаких разногласий ни по поводу условий «мирного договора» между Арменией и Азербайджаном, ни по поводу отчуждения юга Армении под тюркский коридор – будь то под эгидой Путина или Трампа. Есть даже подозрения, что Вашингтон, Баку и Москва договорятся о более тесном сотрудничестве: скажем, железную дорогу вдоль ирано-армянской границы будут прокладывать Российские железные дороги, а охранять новый коридор будут российские пограничники.
В чьих интересах действуют Ереван, Москва и Вашингтон, разыгрывая спектакль о «плохих русских», которые через Церковь и своих бизнесменов (Самвел Карапетян), якобы, препятствуют «миру» и «дороге Трампа»? Этот мир предполагает не только окончательное отречение от Арцаха, Нахиджевана, Карса и других территорий, отнятых у Армении русско-турецкими договорами. Он предполагает отречение от Армянской республики, с туманными перспективами создания Четвертой республики.