
Стою на длинном балконе в Коти, откуда открывается вид на большую часть деревни, и закрываю глаза. Слышу звук электропилы, кудахтанье кур, запах жжёных осенних листьев в воздухе – всё то, что я чувствовала в своем Мартуни в ноябрьские дни.
Лес теперь оранжево-серый, на полуголых деревьях остались ярко-оранжевые корольки, их так много, что они придают великолепие деревьям почти в каждом дворе.
Часто знакомые и друзья спрашивают меня: «Еу как, адаптировалась?», и вопрос кажется странным: ведь после 2023 года я наконец-то не чувствую себя чужой, у меня появилось ощущение дома, ведь дом – это не собственная квартира или роскошная вилла, а природа, которая так похожа на Арцах, деревня с ее двухэтажными домами, желтым газопроводом, корольками, запахом дыма из дровяных печей, заботливыми и чуткими соседями, которые всегда, без всяких намеков, приносят нам фрукты, яйца и молоко.
В последнее время я публикую в интернете много фотографий и фрагментов из реальной жизни, и я поняла, что моя арцахская аудитория тоскует по реальной жизни, по нашей жизни.
После 2023 года жизнь в приграничном селе преподносили как наказание, и было трудно убедить человека, который видел несколько войн, чудом избежал геноцида и потерял всё, в том, что жить на границе безопасно.
Я смотрю на новые кварталы, которые строятся в селе, и постоянно задаюсь вопросом: почему такие же кварталы не строятся в каждом селе и почему арцахцам не предлагают релизовать свои сертификаты в селеи вернуть прежнюю атмосферу жизни.
Переселенцев обвиняют в «съедании государственного бюджета», называют «сторонниками смены режима», в то время как арцахцы просто ищут спокойной жизни, вдали от политического шума и хаоса, в доме, построенном на земле, за который не придётся платить астрономическую арендную плату в конце месяца.
Глядя с этого балкона, я понимаю, что жизнь в приграничной деревне — это не наказание; это новое дыхание, новый дом, где природа и люди вместе создают чувство безопасности.
Для переселенцев это не вопрос политики или статистики, а поиск продолжения жизни: связи с землёй, домом и достоинством.
Мариам Саргсян