Несколько семей живут под одной крышей

  • 00:54 24.11.2025

«Всю жизнь мы жили в тяготах, выжимали хлеб из камня, созидали, строили дома, и сегодня столкнулись с горькой реальностью. Печально то, что арцахцев разделяют. Все находятся в тяжёлом социальном положении и нуждаются в поддержке. Однако правительство РА почему-то вводит дискриминацию», — говорит Алина Гаспарян, депортированная из Арцаха. Она трижды обращалась за экстренной помощью и каждый раз получала отказ.

Те, кто знаком с этой семьей, хорошо знают, что до 19 сентября 2023 года они работали на земле, созидали и помогали соотечественникам, оказавшимся в блокаде.

Чтобы выжить, сегодня они живут под одной крышей несколькими семьями. Они сняли дом в рйоне «4 гюх» Еревана.

Тикин Алина только вернулась с ночной смены уставшая и почти отчаявшаяся.

– Мы перебрались в Ереван в сентябре. Мы с пожилыми родителями, женой дяди, пенсионеркой, с внуком, и сестрой-инвалидом с сыном живем вместе. Мои муж и сыновья уехали в Россию, потому что не смогли найти здесь работу. Я не могла оставить своих пожилых родственников, больную сестру, которая нуждается в ежедневном уходе.

Недавно я устроилась на работу на заводе по производству полимерных пластиковых бутылок «Нарпласт». Работаю только по ночам, за что очень благодарна, ведь руководитель предприятия не установил для меня возрастной ценз. Другой работы я не могла найти. Мы жили только на пенсию и жилищную помощь, предоставляемую им.

Конечно, очень тяжело, ведь мы не привыкли сидеть без дела. В Арцахе мы всегда работали. Особенно тяжело моим родителям, которые никак не могут адаптироваться к городской жизни. В нашем съёмном доме нет даже клочка приусадебной земли, чтобы родители могли чем-то заняться, хотя бы посадить зелень. Мы живем воспоминаниями об Арцахе и мечтой о возвращении. Жизнь в Арцахе была просто раем, где мы были хозяевами всего.

После депортация семья Гаспарян поселилась в селе Саснашен общины Талин Арагацотнской области. Условия жизни там были неплохими, они  также получали социальную помощь. Однако из-за отсутствия работы им пришлось покинуть село.

– Я поступила на работу в Талинской больнице. В то время шло строительство дороги Север-Юг. Мой муж и сыновья работали там. Ездили на работу из села, а вечером возвращались домой. Однако, когда строительство дошло до села Уджан, добираться стало сложно из-за расстояния. Мужчины остались без работы, и нам пришлось переехать в другой населённый пункт.

Мы поселились в селе Ошакан общины Аштарак. Я нашла работу в зоне отдыха, где мне обещали долгосрочную работу, но через 3 месяца сказали, что я больше не могу там работать, потому что мне не могут платить. Я долго не могла найти работу из-за возрастных ограничений. Всё это время мы не получали никакой поддержки – ни продуктов, ни предметов домашнего обихода. После изменений в программе жилищной помощи наша семья осталась без поддержки, и мы кое-как оплачивали аренду и коммунальные услуги, так как все остались без основной работы. Муж и сыновья были вынуждены уехать на заработки в Россию, а мы переехали в Ереван, где я и нашла эту работу. Слава богу, руководство и коллектив – отзывчивые люди. Я им благодарна, что не отказали мне в работе.

Алина Гаспарян живёт вдали от своей семьи, как и многие семьи в Арцахе. Она не знает, как долго так будет продолжаться. Возможно, скоро она воссоединится с мужем, детьми и внуком.

— Так долго продолжаться не может. Скорее всего, я уеду с родителями в Россию, где у мужа и сыновей уже есть стабильная работа. Но я оставлю здесь своих родных, которые во мне нуждаются. Не могу сказать, как будут развиваться события, но я очень хочу, чтобы мы все были вместе, рядом, близко друг к другу.

Самое жестокое — это боль тоски, которая порой душит. С потерей Арцаха мы потеряли друг друга. Ужасно, когда вокруг нет ни одного родного человека, когда не можешь говорить на своём родном наречии повсюду. Да, Армения — наша родина, но есть вещи, с которыми невозможно смириться. Это быть бездомным, без родной земли.

Во время 44-дневной войны 2020 года г-жа Алина, её муж и двое сыновей находились в Арцахе, каждый выполняя свой долг. Вместе с ними в родном Аскеране остались их родители-пенсионеры, которые ни на секунду не хотели покидать Арцах; сыновья их трёх дочерей были на передовой. Как говорит мать Полина, я и представить себе не могла, что однажды мы потеряем всё и окажемся на улице.

Карине БАХШИЯН