
Карвачар, 25 ноября 2020 года. Последние арцахцы возвращаются домой, прощаясь с Дадиванком
Пять лет назад в этот день Карвачар сдали без единого выстрела. Акна и Кашатаг были сданы таким же образом, и уже тогда стало ясно, что границы Армении определяются отныне не правом и не войной, а преступным сговором.
Если бы они определялись правом, то Арцах должен был сохраниться в пределах как минимум Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумянского района. А если основным фактором была сила, то, как признал Алиев, Баку не смог бы захватить Карвачар.
Имел место российско-турецкий преступный сговор, соучастником которого стало правительство Армении. После 2020 года должно было пройти два года, чтобы была найдена «правовая» основа этого преступного сговора – Алма-Атинская декларация. Чтобы хоть как-то объяснить уступки, сделанные как под силовым давлением, так и без единого выстрела, Пашинян достал из пыльного ящика стола декларацию, не имеющую никакой юридической силы, и заявил, что границы в регионе якобы признаются на международном уровне по «советским» административным линиям.
Это оправдание было с радостью принято европейцами. Макрон и Шарль Мишель взяли на себя горькую ответственность признания «Арцаха частью Азербайджана», надеясь, что Европе достанется роль «смотрящего» в регионе. Однако всё вышло иначе.
8 августа 2025 года Пашинян и Алиев парафировали в Вашингтоне «мирное соглашение», которое положило конец как «правовым», так и «силовым» вариантам решения. А принципы возможного российско-украинского урегулирования окончательно разгромили «Алма-Атинскую декларацию», оставив преступный карабахский сговор во всей его наготе — без фигового листа.
Когда-нибудь придется ответить на вопрос, почему было принято решение о сдаче Карвачара.