
После того, как Минская группа ОБСЕ завершила процесс самороспуска, а правительство Армении опубликовало основные документы, связанные с Карабахским урегулированием, в Армении начались бурные дискуссии, суть которых сводится к одному вопросу — был ли преступный сговор нынешнего правительства Армении по Арцахской проблеме, или оно сделало все, что было возможно на тот момент, не сумев сопротивляться международному консенсусу.
Основная дискуссия разворачивается вокруг предложения Минской группы ОБСЕ 2019 года, которое, по данным оппозиции, было не лучшим вариантом, но позволило бы мирным путем сохранить Арцах в пределах бывшей НКАО + Лачинский коридор, довести дело до референдума и заявить о реализации права Арцаха на самоопределение. По мнению оппозиции, такой шанс был. Представители власти говорят, что никаких шансов не было — и либо надо было добровольно отказаться от Арцаха, что в то время стало бы концом для любого правительства, либо вступить в войну и сохранить хотя бы Армению.
Я опровергаю утверждение оппозиции о том, что в 2019 году были представлены новые предложения по Нагорному Карабаху и что мы их отклонили. Об этом заявил Рубен Рубинян, член правящей фракции «Гражданский договор», вице-спикер Национального Собрания Армении, в беседе с журналистами 3 декабря.
«Что такое документ 2019 года? Это краткое изложение документа 2018 года. Это не новое предложение. Армения тогда официально не отреагировала на него, поскольку всё ещё находилась в процессе оценки документа. Документ 2018 года мало чем отличается от документа от августа 2016 года. Документ 2019 года — наследие Сержа Саргсяна, и армянская сторона его не отвергла», — отметил Рубинян.
То есть по словам Рубиняна, не было нового документа 2019 года, а правительство Армении не опровергло его.
Как «обвинения», так и «оправдания» правительства звучат неубедительно, поскольку не отвечают на главный вопрос — было ли у пришедшего к власти в 2018 году изначально намерение решить вопрос Арцаха путем его сдачи Азербайджану? Был ли мировой консенсус по поводу подобного «урегулирования» Арцахской проблемы, и замешан ли был Пашинян в этом консенсусе?
Эти вопросы порождают целый ряд новых, например, кто привел Никола Пашиняна к власти и с какой целью. И как Пашиняну после событий 2020 и 2023 годов удалось не только удержаться у власти, но и претендовать на власть в 2026 году?