Надо признать, что и в Арцахе, и здесь мы брошены на произвол судьбы

  • 12:54 05.12.2025

Интервью с Сурайей Казарян, заслуженным учителем Арцаха, бывшей учительницей средней школы имени Артура Айрапетяна в Хнапате, членом Союза журналистов Арцаха, активисткой Арцахского движения, корреспондентом газеты «Лусарар».

— После войны 19 сентября 2023 года арцахцы оказались перед необходимостью поинуть свою родину. Почему судьба Арцаха сложилась именно так?

— День 19 сентября стал недобрым для нас. Если для кого-то это было ожидаемо, то для нас — нет. Только вечером стало известно о произошедшем. Мы видели, как из села постоянно выезжают машины, но не понимали, что происходит. О депортации мы узнали по звонку одного из друзей. Еле-еле довела больного мужа до автобуса: мы покинули село, ничего не взяв из дома, даже документы и важные для меня работы, которые ещё не были опубликованы.

Из аэропорта Степанакерта мы не могли вернуться в село хотя бы на 10 минут, чтобы забрать вещи, потому что из-за нехватки все машины стояли.

Пробыв там два дня, мы переехали в Степанакерт, а оттуда 29 сентября – в Ереван. Всё это я смогла передать бумаге лишь спустя несколько месяцев в рассказах «Дорога жизни в красках ада» (в 4 частях). Даже в аэропорту у меня не было сил снимать на телефон неслыханные страдания, которые претерпевали мои соотечественники в те два дня. Я словно онемела, исчезла из мира. Мой дух умер.

Трудно сказать, кто виноват в этой жестокой судьбе, но правда в том, что во всем есть и наша вина. Мы не смогли выбрать правильного и достойного лидера. Многие, и их большинство, выбрали материальные ценности, а не драгоценную родину и память о погибших за неё. Это для меня самая большая боль. Наша идентичность стала игрушкой в ​​руках крупных акторов.

— Мы знаем, что у вас есть незавершённый проект — вы намеревались издать книгу о героях Хнапата.

– Мне удалось собрать на компьютере все материалы о героях Хнапата и их героической борьбе, и книга была почти готова к публикации, но удача отвернуласьот меня: предполагаемый спонсор не счел нужным профинансировать её, и моя книга осталась «я ящике стола». Истории и героические эпизоды не стали непреходящей ценностью ни для жителей Хнапата, ни для армян, которых должны были воспитывать поколения. Сейчас я всё ещё в поиске и буду благодарна тому, кто поможет мне осуществить мечту.

– Вы невольно оказались в новой реальности. Насколько вам удаётся адаптироваться?

– Адаптация к новой среде – понятие весьма относительное. Не могу представить себе арцахца, который мог бы сказать, что полностью приспособился к новой среде после тяжёлых утрат. Когда ты не встречаешь рассвет и закат в родном очаге, когда тебя лишают возможности посещать могилы родных и героев, когда каждую ночь тебе снится твой прекрасный дом, родной коллектив, когда каждую ночь твои близкие приходят к тебе из своих могил… когда ты повсюду ищешь своих, когда ты слышишь свой говор на улице или в транспорте, и твое сердце черствеет… как так можно приспособиться, как заглушить эту боль?

Признаюсь, единственным моим спасением стала творческая работа, в которой я нахожу душевный покой. Участвую в различных мероприятиях, освещаю их в теперь уже более родной газете «Лусарар».

Пользуюсь случаем и стараюсь посещать разные уголки Армении с друзьями и знакомыми. Так я заглушаю невыносимую боль в своей душе.

Мы организуем встречи с однокурсниками, коллективом. Словом, постоянно бежим от самих себя.

– Социальные проблемы арцахцев становятся всё глубже и глубже. Что бы вы сказали о программах, реализуемых правительством РА?

– Всё ещё требуется множество разъяснений относительно программы поддержки и жилищного строительства, предоставляемой жителям Арцаха правительством РА. Приостановка поддержки для всех жителей Арцаха однозначно не в нашу пользу. Цены на жильё не снижаются, коммунальные услуги растут, тем более зимой, и многие не смогут платить и окажутся на улице. Есть ли сегодня среди чиновников Арцаха хоть кто-то, кого эта проблема беспокоит и кто ищет пути её решения? Разумеется, нет. Надо признать, что и в Арцахе, и здесь мы брошены на произвол судьбы. Неопределённость терзает душу. Нет ни достойной работы, ни достойной зарплаты. Работник словно раб работодателя.

Арцахцам также сложно восстановить оставшиеся дома документы, не знаешь, к кому обратиться, чтобы получить внятный ответ.

– Что нужно армянам Арцаха для единства? Верите ли вы в возвращение в Арцах?

– Единение на сегодня нереально в том смысле, что, во-первых, арцахцы рассеяны не только по Армении, но и по всему миру. Люди едва находят способ заработать себе на кусок хлеба, чтобы прокормить свои семьи. Если вы имеете в виду митинги, протесты, которые становятся всё более малочисленными, то и это имеет свои причины: люди глубоко разочарованы и отчаялись, они не ждут ни малейшего просвета, они не могут постоянно отсутствовать на работе и потерять её. Но все горят желанием вернуться в Арцах, потому что на большой родине они не получили ожидаемого тепла и заботы. Более того, буллинг арцахцев нарастает, что особенно болезненно.

Нам нужен надёжный и заслуживающий доверия лидер, в которого армяне Арцаха поверят и вокруг которого сплотятся, иначе кто мы сегодня – стадо, потерявшее пастыря, которое не знает, что делать.

Что касается возвращения, то это заветная мечта каждого из нас, и я в неё верю. С трудом, но всё же это произойдёт.

Благословен тот, кто увидит этот светлый день.

Карине БАХШИЯН