Письмо Сержа Саргсяна Владимиру Путину, август 2016

  • 10:22 08.12.2025

Его Превосходительству

Президенту Российской Федерации Господину В. В.  Путину

Москва

Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Российская Федерация, как постоянный член Совета Безопасности ООН, последовательно прикладывает усилия по обеспечению стабильности и безопасности в мире. В Армении помнят и высоко ценят решающий вклад России в прекращении вооружённой фазы нагорно-карабахского конфликта, а также последовательные шаги по сближению позиций сторон с целью его мирного урегулирования.

В обсуждениях  Вами мы не раз отмечали, что в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта необходимо обеспечить баланс интересов сторон конфликта на каждом его этапе, что особенно актуально в условиях крайне высокой степени взаимного недоверия, накопившегося, к сожалению, в обществах. Наиболее детально мы проговаривали эти вопросы в ходе нашей встречи в августе 2014 года в Сочи.

И Мадридские принципы, и так называемый Казанский документ, хотя и далеко не в полной мере отвечали требованиям и ожиданиям армянских сторон, тем не менее были в определённой мере сбалансированы. Армения, как Вы знаете, отказалась от поправок и замечаний к казанскому документу с условием, что аналогичным образом поступит и Азербайджан. К сожалению, президент Азербайджана, в очередной раз проигнорировав призывы стран-сопредседателей и международного сообщества, представил в Казани более десяти поправок к ранее согласованным формулировкам. Более того, Азербайджан отказался  от самих Мадридских принципов, над которыми стороны работали при посредничестве стран-сопредседателей с 2007 года.

До последнего времени логика переговорного процесса предполагала сбалансированную, с минимальными рисками для сторон ликвидацию последствии конфликта параллельно с устранением его причин. Азербайджанская формула «сначала территории – потом все остальные вопросы» крайне опасна. Её реализация привела бы к тому, что Азербайджан на любом этапе мог бы без существенного для себя риска прервать процесс урегулирования или завести его в тупик, выдвигая необоснованные требования, тогда как Армения и нагорный Карабах стали бы заложниками процесса.

Все последние годы Баку целенаправленно нагнетал напряжённость в зоне конфликта, переросшую в конечном итоге в широкомасштабную военную агрессию против Нагорного Карабаха в начале апреля с. г. К сожалению, и сегодня регулярные угрозы официального Баку, вновь участившиеся случаи нарушения режима перемирия, нарушенный баланс вооружений и вдохновляющее азербайджанское руководство безадресные призывы сопредседателей к сторонам конфликта могут спровоцировать возобновление военных действий.

Приведённые в мае и июне с. Г. саммиты по Нагорному Карабаху в Вене и Санкт-Петербурге вселили определённую надежду на то, что будут предприняты шаги по созданию условий для продвижения процесса мирного урегулирования. Однако Баку, как и после всех предыдущих саммитов занял крайне деструктивную позицию, отказываясь от реализации достигнутых договорённостей по созданию механизма расследования инцидентов, расширению возможностей личного представителя действующего председателя ОБСЕ и соблюдению режима и прекращения огня.

Меня крайне насторожила вольная интерпретация Президентом Алиевым итогов Санкт-Петербургского саммита. Они заявил, что якобы мы договорились о сдаче 5-ти, затем ещё 2-х районов и только после этого будут обсуждены все остальные вопросы. Это либо провокация, направленная на срыв процесса, либо попытка зафиксировать запросную позицию на будущее. Во избежание подобных вариантов развития ситуации необходима абсолютная чёткость в формулировках.

Очевидно, что на фоне постоянных угроз применения силы, армяноненавистнической  риторики, последовательного отказа от реализации достигнутых договорённостей по обеспечению мер доверия, очень сложно искать и находить компромиссы.

Многоуважаемый Владимир Владимирович,

Весьма признателен за Вашу инициативу придать новый импульс урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Хотел бы поделиться некоторыми принципиальными соображениями относительно последних идей, представленных министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

В представленных идеях, в ответ на серьёзнейшие, реально осязаемые шаги армянских сторон от Баку не ожидается никаких встречных уступок. Для нас это означало бы весьма существенное свёртывание «зоны безопасности» Нагорного Карабаха и значительное удлинение ныне самой короткой и основательно укрепленной линии соприкосновения с войсками противника, что привело бы от уже нарушенного баланса вооружений к нарушению военного баланса. Реальная сдача территорий не может быть компенсирована лишь заявлением стран-сопредседателей относительно промежуточного и окончательного статусов Нагорного Карабаха. По сути, Азербайджан не берёт на себя чётких обязательств относительно будущего референдума в Нагорном Карабахе и промежуточного статуса НК.

Убеждён, что получив 5 районов, Азербайджан стал бы ещё более деструктивным. Очевидно, что и Баку рассчитывает, получив эти районы, в последующем усилить военное и дипломатическое давление на Армению с целью возврата и других территорий,  при этом со ссылкой на своё внутренне законодательство, отказаться от решения по окончательному правовому статусу Нагорного Карабаха.

Практически, Алиев требует решения только своих проблем в обмен на аморфную версию промежуточного статуса и абсолютно размытую, полную неопределённостей перспективу референдума, пытаясь подвергнуть ревизии достигнутую ещё в мае 2009 года и многократно подтверждённую принципиальную договорённость и по промежуточному, и по окончательному статусам Нагорного Карабаха. Хотя одна определённость есть – это явное стремление азербайджанской стороны жёстко ограничить повестку будущего референдума рамками территориальной целостности Азербайджана. По меньшей мере некорректными представляются постоянные ссылки Алиева на Конституцию Азербайджана, как препятствие на пути проведения референдума в Нагорном Карабахе. Это внутренняя проблема Азербайджана.

И в Армении, и в Нагорном Карабахе их не меньше. Так, народу Нагорного Карабаха, который ещё в 1991 году в полном соответствии с законодательством СССР и международным правом путём референдума самоопределился как независимое государство, ценой тяжелейших потерь отстоял эту независимость и создал дееспособное государство, предлагается новый, отложенный на неопределённый срок референдум. При этом Алиев исключает возможность проведения референдума даже в отдалённом будущем.

Стороны должны искать пути преодоления существующих препятствий, а не пытаться обосновать невозможность достижения взаимоприемлемых компромиссов  юридическими препонами. Взаимные компромиссы возможны лишь при наличии политической воли. Имплементация идей Лаврова будет эффективной лишь при условии чёткого принятия Азербайджаном ряда крайне важных для армянских сторон аспектов. В частности, считаем необходимым:

1. Предусмотреть участие Нагорного Карабаха на всех этапах мирного урегулирования.

2. Обозначить, что во всенародном голосовании, выражающем свободное волеизъявление населения Нагорного Карабаха, под «населением» понимаются лица любой национальности, проживавшие в НК в 1988 г. в тех же пропорциях, которые существовали согласно последней переписи населения, проводившейся в СССР до начала конфликта. Формулировки вопроса или вопросов, выносимых на голосование, не будут ничем ограничиваться, предполагая возможность выбора любого статуса (эта формулировка присутствует во всех рабочих документах, являвшихся предметом переговоров сторон и переданных для хранения в секретариат ОБСЕ).

3. Зафиксировать, что до определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха Кельбаджарский и Лачинский районы останутся под полным контролем Нагорного Карабаха.

4. Подчеркнуть, что до решения окончательного статуса за Нагорным Карабахом будет закреплён «промежуточный статус».

5. Обозначить, что возвращаемые Азербайджану 5 районов должны оставаться демилитаризованными.

6. Заявить, что страны-сопредседатели инициируют в Совете Безопасности ООН принятие санкций против той стороны, которая пойдёт на нарушение режима прекращения огня.

7. Заявить, что если Азербайджан не выполнит свои обязательства, то страны-сопредседатели начнут процесс признания независимости Нагорного Карабаха.

Очевидно, что даже при внесении полной ясности в эти вопросы, потребуются серьёзные усилия для подготовки общественного мнения в Армении и Нагорном Карабахе. Без такой деталировки реализация плана будет изначальна обречена на провал, на годы будут отброшены перспективы компромисса, ещё более углубится чувство взаимного недоверия между сторонами конфликта.

Многоуважаемый Владимир Владимирович,

Я искренне признателен Вам за Ваши неоценимые усилия в нагорно-карабахском урегулировании, которые вселяют надежду на достижение соглашения и прочный мир. Хочу заверить Вас, что мы крайне заинтересованы в скорейшем решении проблемы и готовы к реальным компромиссам и историческому примирению с Азербайджаном.

С искренним уважением,

Серж САРГСЯН

https://www.gov.am/files/docs/6085.pdf