Смогут ли они оплатить аренду и коммунальные услуги или окажутся на улице?

  • 11:50 09.12.2025

Аревик, депортированная из Арцаха, живёт в одном из сел Лорийского марза. 29 сентября 2023 года она была вынуждена покинуть Мартакертский район Арцаха вместе с мужем и двумя детьми школьного возраста.

— После депортации мы сначала обосновались в Ереване. Через некоторое время поняли, что не в состоянии платить за аренду, и решили переехать в сельскую местность. Конечно, арендная плата здесь ниже, но есть проблемы с трудоустройством.

Мы начали обрабатывать небольшой участок земли рядом с домом и смогли выжить благодаря государственной поддержке. Муж иногда находил подённую работу. Однако после изменений в программе поддержки жителей Арцаха, внесённых правительством РА, наша семья оказалась в тяжёлом положении. Мы получаем всего 60 000 драмов на двоих детей. Это единственный доход, который поступает в наш дом. Мы несколько раз подавали заявки на включение в программу экстренной поддержки, но нам отказывали.

Я не хочу производить впечатление попрошайки, но должна сказать о несправедливом обращении. Каждый арцахец нуждается в поддержке, пока ему не обеспечено жильё. В Арцахе у нас был свой дом, стабильная работа, параллельно с которой мы занимались сельским хозяйством. У нас всегда было достаточно припасов, особенно до депортации, потому что мы понятия не имели, что нас ждёт, и хорошо подготовились к зиме. Как и значительная часть населения Арцаха, мы покинули Арцах ни с чем.

Мы с мужем и двое наших детей находимся в глубокой психологической депрессии. Тяжело, когда не можешь позаботиться о потребностях своих детей-подростков, чтобы они не отличались от детей вокруг, чтобы не впали в ещё большую депрессию. Все дети Арцаха прошли через тяжёлые испытания, и эти жестокие воспоминания останутся навсегда. Я не понимаю, почему дискриминируют арцахцев. Приняв решение об отказе в помощи всем арцахцам, правительство Армении только повысило нашу уязвимость как в материальном, так и в моральном плане.

Мы люди работящие, привыкли зарабатывать себе на хлеб, но все знают, что в Лори работы почти нет. Это касается не только арцахцев, но и местных жителей, – говорит Аревик.

– Уже зима, а мои дети до сих пор ходят в школу в осенней обуви. Мне очень больно, когда люди порой не хотят верить в то, что мы пережили, что оставили на родине и как оказались в бедственном положении. В то же время я воздаю хвалу Богу за то, что моя семья покинула Арцах без людских потерь. А что делать семьям, которые потеряли близких вместе с Родиной?

Я не хочу терять надежды и верю, что так будет продолжаться недолго. Хочу верить, что свет обязательно появится в конце туннеля.

Значительная часть арцахцев находится в положении семьи Аревик. Люди думают, смогут ли пережить зимние месяцы, оплатить аренду и коммунальные услуги, или же окажутся на улице.

Карине БАХШИЯН