Спустя два года после взрыва: история семьи Ашота

  • 17:44 10.12.2025

Прошло более двух лет с момента смертоносного взрыва в сентябре 2023 года близ Степанакерта. Боль усиливается с каждым днем, и все вопросы остаются без ответа. Жертвам взрыва не было предоставлено никакой информации, как говорят их родственники, они живут со своей болью, игнорируемые и забытые.

Ашот Эдики Ованнесян — один из сотен погибших в результате трагического взрыва.

Старшая дочь, Мариам, не может смириться с реальностью

— Раны 2020 года еще не зажили, люди не успели прийти в себя, но 19 сентября 2023 года в Арцахе вновь началась, которая стала самой тяжелой для нашей семьи и всего Арцаха. За один день сотни ребят погибли, сражаясь против превосходящих сил.

20 сентября 2023 года, согласно соглашению, былосуществлен новый враждебный акт по отношению к народу. Было подписано соглашение о прекращении огня, согласно которому армия должна была передать военные позиции российским войскам. Никто не подозревал, что готовится эвакуация армян из Арцаха, и через несколько дней начнётся принудительная депортация.

Те дни были самыми тяжёлыми в Арцахе. Люди не хотели покидать свой дом, который строили веками. Особенно тяжело было старикам, которые хотели найти своё последнее пристанище на родине.

Самой большой проблемой была нехватка топлива. Мы слышали, что миротворцы тайно продавали бензинна вес «золота». Мой отец тоже искал и думал, как найти хотя бы 20 литров бензина, чтобы добраться до моста Акари. 24 сентября отец перевёз мою мать и сестру в нашу квартиру в Иваняне, чтобы, заправившись топливом, отправиться в путь.

На следующий день он также оказался на топливном складе вместе с сотнями людей. Выходя из дома, он не знал, что это будет последняя его встреча с родными. Уже стемнело. Моя мать и сестра ждали его дома, а я не могла ни с кем связаться, потому что связь была прервана (я была в то время в Армении). Но плохие новости приходят быстро: мой отец, зять моего дяди и множество родных погибли в результате мощного взрыва.

Для нашей семьи начался трудный период. Сначала мы не могли найти тело отца и цеплялись за искорку надежды, но месяц спустя положительный тест ДНК подтвердил личность моего отца, и нам сказали, что можем забрать его останки. Мой отец умер в возрасте 54 лет, как и его отец.

Прошло два года. Мы, семьи погибших, так и не получили от правительства никакого статуса. Словно этих людей никогда и не существовало. Мы живем, игнорируемые и забытые. Нет виновных. Никто так и не был наказан за взрыв бензина, и по сей день мы не знаем истинной причины взрыва.

Ашот Ованнесян родился 2 марта 1969 года в селе Хндзристан Аскеранского района Арцаха в семье Эдика и Вали Ованнесян, известной в селе как Тер Ованесанц. Его корни — из города Шуши, предки были священнослужителями в Шуши. Один из братьев, Ованнес, переехал в Хндзристан с семьей и работал в сельской приходской школе учителем русского языка и литературы. Образование высоко ценилось в большой семье. Отец Ашота, Эдик, был одним из известных и уважаемых водителей в селе. Ашот также выбрал профессию водителя. Он окончил среднюю школу в Хндзристане, после чего работал помощником водителя в совхозе «Ворошилов». Как и многие, после достижения 18 лет был призван в советскую армию и служил в ГДР. После демобилизации начал работать водителем в колхозе в селе Хндзиристан.

Его жена, Надя, рассказывает историю, погружаясь в воспоминания.

– Когда зародившееся в 1988 году движение за Арцах вылилось в вооруженную борьбу, пятеро сыновей семьи Ованнесян добровольно пошли на фронт. Каждый брат сменял другого в окопах. 24 сентября 1992 года под бомбардировку и обстрелы попало и село Хндзиристан, а также ряд других село. Тяжелые бои шли в районе Кичан-Срхаванд. Село также подвергалось обстрелу оттуда, в ходе которого погиб отец моего мужа, которому тогда еще не исполнилось 54 лет. Военные действия продолжались. Ожесточенные бои велись на высоте Караглух, где почти каждый день были жертвы. Был май. Дядя должен был заменить Ашота на позициях и погиб от вражеской пули. Двое погибших за один год в одной семье.

Первая Арцахская война закончилась победой. В 1994 году мы поженились. У нас родились две дочери и сын, которого мы назвали в честь нашего героя-дяди. Мы переехали в Аскеран и поступили на службу в Армию обороны Арцаха. До 21 сентября 2023 года я работала медсестрой. Ашот прослужил в Армии обороны около 25 лет офицером, затем вышел на пенсию.

Он участвовал в четырёхдневной войне в апреле 2016 года и 44-дневной войне в 2020 году. У него и в мяслях не было покидать свою родину, своего сына, воюющего на границе, мужа дочери и близких, потому что он знал цену родины и крови. Мой муж старался помогать своим соотечественникам, насколько это было в его силах, вносить вклад в процветание Арцаха. Он продолжал поддерживать тех, кто был на передовой.

К сожалению, судьба этой семьи суделом сотен семей Арцаха, которые жили совершенно другой жизнью до сентября 2023 года. Теперь их жизнь наполнена болью и горем, несправедливым обращением и неопределённым будущим.

Карине БАХШИЯН