Тамара Назарян: и сегодня с честью носит военную форму

  • 00:15 16.12.2025

Тамару Назарян знали в Арцахе многие.

После депортации из Арцаха она поселилась с семьей своей племянницы Надежды в городе Веди Араратской области. Живут в вагоне-хижине. Тамара Назарян до сих пор не получила никакой поддержки, предусмотренной для арцахцев, так как покинула Арцах по болезни в сопровождении Международного Красного Креста. Она обратилась в суд, но судебное разбирательство постоянно откладывается. Следующее судебное заседание назначено на январь 2026 года.

После депортации пожилая женщина проходила лечение в реабилитационном центре «Артмед» и медицинском центре «Веди». Она также перенесла операцию на глазах в офтальмологическом центре Малаяна.

Боец Тамара, как её называли в Арцахе, выражает благодарность медицинским работникам и вспоминает их вклад в Первую Арцахскую войну.

— Хочу поздравить всю планету с уникальным праздником человечества — наступающим Новым годом — и выразить благодарность тем, кто с честью несет миссию медицинской помощи.

Благодаря неврологу Лусине Гукасян из Аскеранской региональной медицинской ассоциации, неврологу Аруи Матевосян из медицинского центра «Артмед», неврологу Ваану Варданяну из больницы «Веди» и ряду других медицинских работников я сегодня жива. Не могу забыть то отношение, которое я получила от этих людей. Лусине Хачатрян — не только знающий и опытный специалист, но и человек, наделенный высочайшими человеческими ценностями. Однажды у меня закончились лекарства; моего опекуна не было рядом. Я кое-как добралась до больницы, чтобы принять хотя бы одну таблетку и прийти в себя. Доктор Гукасян немедленно оказала мне первую помощь, затем проводила домой, а через некоторое время купила лекарства в аптеке и отправила их нам домой. Она могла поступить иначе, но ее человеческая природа не позволила ей этого.

Я знаю доктора Варданяна ещё со времён первой Арцахской войны, когда меня в очередной раз ранили. Это было в 1994 году. В передвижном госпитале в Акна мне оказывал медицинскую помощь хирург из Еревана, который сказал: «Я поражён этим бойцом. Он словно ждет, когда рана заживёт, чтобы броситься меня на поле боя». Теперь этот же врач продолжает меня лечить.

В последнее время я всё чаще думаю об Арцахской освободительной войне, вспоминая боевых товарищей. Во время боев были тяжелораненые, которым Татул Шекян оказывал первую помощь. После реанимации одного из солдат выяснилось, что выживший был из числа врагов. Доктор Шекян выходил из себя, чтобы спасти его, и мы долго смеялись. Тогда Татул с серьёзным лицом сказал: «Я врач, моя работа — помогать людям. Национальность, религия или вероисповедание человека для меня не важны. Я должен спасать».

Жизненный путь Тамары Назарян долгий и сложный.

Она родилась 15 марта 1939 года в селе Аранзамин Аскеранской области в семье Арменака и Астхик Назарян, где воспитывали семерых детей. После окончания средней школы в Нахиджеванике она поступила в Ереванский педагогический институт им. Хачатура Абовяна и получила профессию учителя математики. По профессии работала в школе в селе Геташен Абовянского района, а затем в одной из школ Севана.

В 1974 году вернулась в родные края и начала работать в средних школах Нахиджеваника, а позже — Храморта.

Когда началось Карабахское движение, Тамара Назарян оставила преподавательскую деятельность и взяла в руки оружие. Славный военный путь, которым она гордится и сегодня, был долгим и трудным. Она участвовала в сражениях за освобождение Аранзамина, Нахиджеваника, Прджамала, Сарнахбюра, Авдал-Гюлаплу и Акна. Даже получив ранение, не покидала поля боя. Хотела отомстить: одной из 12 женщин, захваченных в плен в их деревне, была ее мать.

— Моё решение было непоколебимым. До дня победы я была солдатом Родины. В составе партизанских отрядов я несла службу вместе с односельчанами, когда турки пытались проникнуть в армянские поселения. Затем я вступила в новообразованный батальон «Аскеран». Участвовала в боях за освобождение ряда сел, освоила военную технику. Как хороший знаток местности, сопровождала разведчиков и вела их в нужном направлении. Я всегда скрывала свой возраст и продолжала борьбу с врагом вместе с молодыми. Была ранена десятки раз и всегда возвращалась к своим товарищам.

Я ничего не боялась, более того, сама поддерживала своих сослуживцев.

После окончания войны Тамара Назарян вернулась к своей педагогической работе — начала обучать и воспитывать новые поколения, прививая им идеи патриотизма. Она так и не сняла военную форму и по сей день носит её с честью и ответственностью.

Карин БАХШИЯН