
Лаура Григорян родом из Арцаха. Она известный журналист и общественный деятель, которая пользуется уважением как в профессиональной среде, так и в своем окружении. Ее семья из пяти человек жила в Степанакерте, в собственном доме, где годами создавались уют и атмосфера гостеприимства.
В 2020 году она потеряла мужа. Сегодня две ее дочери уже замужем, а сама она проживает в Ереване вместе с младшей дочерью.
Ни она, ни ее дочь не хотят покидать Армению, поскольку считают ее своей родиной.
«Особенно моя дочь не хочет уезжать из Армении. Она говорит: одну родину мы уже потеряли, теперь не хочу покидать и вторую».
Две дочери с семьями в настоящее время проживают за рубежом. Основные причины их отъезда — отсутствие собственного жилья и серьезные проблемы с трудоустройством.
«Они не хотели уезжать, — вспоминает женщина, — однако в сложившихся условиях для беженцев из Арцаха почти невозможно оплачивать аренду жилья, а найти работу, которая позволила бы покрывать жилищные расходы и одновременно решать другие социальные проблемы, не удалось».
Тикин Лаура — пенсионерка. Дочь, проживающая с ней, с трудом нашла работу, однако ее дохода недостаточно для покрытия основных расходов семьи. В то же время из-за работы они не могут покинуть Ереван: проблемы с трудоустройством и условиями жизни в регионах им хорошо известны не понаслышке.
Лаура Григорян называет действующую жилищную программу правительства абсурдной и не верит, что в ее рамках семья когда-либо сможет приобрести собственное жилье.
«Я всю жизнь работала, строила и обустраивала дом, чтобы, выйдя на пенсию, жить спокойно. Но сегодня мне 70 лет, и мы оказались в ситуации, когда не в состоянии платить за аренду, жить достойно и верить в завтрашний день».
Согласно программе жилищного обеспечения, семье тикин Лауры полагается 6 миллионов драмов. Однако с учетом рыночных цен приобретение даже однокомнатной квартиры на эту сумму невероятно.
Негативно она оценивает и новую программу, предусматривающую выплату 40 тысяч драмов в месяц сроком на 10 лет семьям, которые откажутся от причитающихся им жилищных сертификатов. По ее словам, у семей нет никаких гарантий, что через 10 лет они смогут приобрести жилье, а предоставляемая сумма не покрывает даже арендную плату.
По мнению Лауры Григорян, вынужденных переселенцев необходимо обеспечивать готовым жильем: для пенсионеров это могут быть социальные квартиры, а молодые семьи должны иметь полноценные и устойчивые жилищные условия.
«Считаю справедливым обеспечить жильем в Армении все арцахские семьи, которые были вынуждены покинуть свои дома. Даже те семьи, которые из-за отсутствия работы и жилья уехали из страны, также должны иметь здесь дом, чтобы больше вынужденно не покидать родину. Несмотря на распространяемые некоторыми группами слухи о том, что мы якобы добровольно покинули свои дома, хочу еще раз подчеркнуть: это было не по нашей воле. Если бы мы остались, то стали бы жертвами геноцида, который уже начался с 2020 года».
В завершение, как жительница Арцаха, Лаура Григорян обращается к правительству и благотворительным организациям с просьбой поддержать арцахцев, чтобы они не были вынуждены покидать родину еще раз.
«Для того чтобы Армения была полноценным государством, необходимо остановить отток населения, потому что из-за социальных проблем уезжают не только арцахцы, но и местные жители. Однако если у местных есть куда вернуться, то беженцы думают лишь о выживании — во всех смыслах этого слова».
Алвард Григорян