
Немецкий путь беженцев
Для семей, вынужденно покинувших Арцах, путь в Европу нелёгкий. За каждой историей — месяцы ожидания, неопределённости и трудных решений.
«С самого начала нашей целью было переехать в Германию», — говорит Карине (имя изменено), которая вынуждена была покинуть Арцах со своей семьёй в 2023 году. Однако, как она отмечает, нехватка финансовых средств долгое время мешала им принять решение.
Не имея возможности продать своё имущество, семья сначала уехала в Россию, чтобы заработать денег. Только потом они смогли вернуться и подумать о следующем шаге.
После возвращения из России в 2025 году они заплатили по 5000 евро за каждого члена семьи, чтобы решить вопрос с визами, и прибыли в Германию через Афины.
«Мы не говорили на местном языке, но здесь принимают и английский, и немецкий», — отмечает Карине.
Семью приняли в лагерь в городе Трир. По словам Карине, огромную поддержку ей оказала сестра, проживающая в Германии около тридцати лет.
«Она радушно нас приняла, сопроводила в лагерь, и с ее помощью мы быстро сориентировались в новой обстановке», — говорит она.
Карине подчеркивает, что процесс приема беженцев хорошо организован.
«Нам дали ключи от отдельной комнаты, трехразовое питание. После первого собеседования мы начали получать пособие в размере 92 евро в месяц на каждого, на которое мы могли купить обувь и одежду. Лагерь также предоставлял предметы гигиены, посуду и постельное белье».
В августе семья переехала в лагерь в Питтсбурге, где каждый беженец сам отвечает за свои условия жизни и чистоту. Они продолжают жить там и по сей день.
Второе интервью состоялось 17 октября. «К сожалению, армянские беженцы часто лишены прав. Из-за позиции армянского правительства нас не считают за беженцев. Армения требует возвращения граждан Арцаха, но не может гарантировать ни безопасность, ни социально-экономическую стабильность в Армении», — говорит Карине.
Семья воспринимает Германию как страну закона.
«Здесь, если человек соблюдает законы, его права защищены, и он может вести достойную жизнь», — отмечает она.
В данный момент семья еще не имеет статуса беженца. Однако они посещают языковые курсы, изучают немецкий язык и участвуют в интеграционных программах.
«Мы находимся в лагере уже три месяца, ждём результатов рассмотрения нашего заявления. Во время собеседования мы попросили предоставить нам возможность интеграции, мы готовы на всё», — говорит Карине.
Как долго продлится ожидание и какое решение будет принято в случае с семьёй Карине, пока неизвестно. Однако их история — ещё одно свидетельство того, что путь беженца — это не просто физическое перемещение, а долгосрочная борьба за права, безопасность и достойную жизнь.
Мариам Саргсян