
Право на возвращение армян Арцаха нельзя приравнивать к идеологии «Западного Азербайджана», продвигаемой азербайджанскими властями и не имеющей правовой основы. Об этом заявил постоянный представитель Арцаха во Франции Ованнес Геворгян в интервью step1.am.
«В одном случае речь идет о праве насильственно перемещенных коренных жителей на возвращение на свою историческую территорию (право, подтвержденное Международным судом), в другом — о политико-пропагандистской структуре, служащей территориальным амбициям. Международное сообщество на протяжении многих лет поддерживает логику, согласно которой народ Арцаха имеет политические права и право на самоопределение, которое должно было быть реализовано по итогам переговорного процесса в рамках Минской группой ОБСЕ посредством референдума в Арцахе. ООН никогда не осуждала создание Республики Арцах и никогда не призывала к ее непризнанию, в отличие от других прецедентов, таких, например, как история с турецким государством Северный Кипр (резолюция 541 Совета Безопасности ООН)», — сказал он.
По словам Ованнеса Геворгяна, хотя баланс сил изменился после военного поражения в 2020 году, международная правовая поддержка никуда не исчезла. Международный суд юридически обязал Азербайджан обеспечить возможность возвращения для тех, кто желает вернуться. «Однако возвращение возможно только при наличии международной защиты и гарантий безопасности. Жертву нельзя передавать в юрисдикцию палача без механизмов защиты».
«Наконец, международные отношения не строятся на эмоциях. Думать, что умалчивание прав армян Арцаха позволит «не раздражать» азербайджанские власти, и надеяться, что они будут действовать мирно, — это наивное ребячество. Политика Азербайджана, как и других государств, формируется не на эмоциях, а на четкой стратегии. Хотя международное сообщество осознает права армян Арцаха, необходимо давать себе отчет в том, что оно никогда не будет защищать эти права вместо нас, армян. Такая защита возможна только тогда, когда сами армяне действуют согласованно на правовых, дипломатических и политических платформах». «Чем больше армянское общество разделено, тем меньше возможностей для борьбы. Поэтому решение состоит не в том, чтобы умалчивать или отказываться от собственных прав, а в том, чтобы национальная повестка дня формировалась по логике консолидации, а не разделения», — добавил наш собеседник.