
Протестующие в Иране и их сторонники за рубежом надеялись, что исламский режим в Тегеране уже находится на стадии «внезапного» падения. Но по всем признакам, если такое умирание и происходит, то оно все еще остается на этапе «постепенно», пишет ВВС.
Важнее всего, что ему сохраняют верность силовые структуры. Основная сила при подавлении протестов — это Корпус стражей исламской революции (КСИР) — самая влиятельная организация в стране. У КСИР есть вспомогательная структура — ополчение «Басидж», добровольная военизированная организация, которая заявляет, что в ее рядах состоят миллионы людей.
Между тем западные лидеры вербально поддерживают падение режима в Иране. «Если режим может удерживать власть только силой, то он фактически уничтожен. Я предполагаю, что сейчас мы наблюдаем и последние дни и недели этого режима в Иране», — заявил канцлер Германии Фридрих Мерц во время своего визита в Индию (цитата по Tagesschau).
Между тем и иранские власти, и российские источники говорят о том, что протесты стихают, и власти взяли в руки полный контроль над ситуацией, возможно, ценой масштабных насильственных действий.
Число погибших, предположительно, уже превысило 12 тысяч человек. Об этом сообщило CBS News, ссылаясь на источники. Тегеран скрывает реальное число жертв.
Трамп, который ранее обещал наказать Иран, если будет применено насилие против протестующих, на брифинге 13 января уклонился от ответа о том, какие именно шаги Вашингтон готов предпринять в поддержку противников иранского режима.
Отвечая на вопрос о числе погибших, Трамп признал: «Никто не смог дать мне точную цифру». Отметим, что сегодня Трамп через соцсети обратился к протестующим в Иране. Он призвал их не сдаваться, брать под свой контроль государственные учреждения и пообещал, что «помощь в пути».
Старший сын последнего иранского шаха Реза Пехлеви впервые с начала протестов в Иране встретился со спецпосланником президента США Стивеном Уиткоффом, сообщило во вторник, 13 января, издание Axios со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника.
Примечательно, что с вожделением о скорой смене режима в Иране говорят бакинские СМИ. В Турции, наоборот, говорят об угрозах распада Ирана для региона, в том числе, для Турции. «В ситуации хаоса неорганизованные иранские азербайджанцы, десятилетиями находившиеся под жестким давлением центральных властей, окажутся особенно уязвимыми перед вооруженными атаками со стороны курдских группировок», говорят турецкие политологи.