«Мы есть», но нас хотят раздробить: Арцах – сообщество, пока у него есть коллективные права

  • 11:00 16.01.2026

18 января в Спортивно-концертном комплексе им. Демирчяна в Ереване состоится цикл мероприятий «Мы есть», направленный на сохранение культуры Арцаха. Состоится открытие выставки, большой концерт, и организаторы говорят о том, что это попытка показать, что арцахцы есть, что они не забудут свою идентичность, диалект, тысячелетнюю культуру и никуда не исчезнут. 

Спустя 2,5 года после оккупации, геноцида и депортации коренного населения Арцаха это, пожалуй, первая публичная заявка на сохранение арцахского сообщества как целостности. До этого было важное заявление нескольких десятков общественных арцахских организаций, в которых четко обозначены коллективные права арцахцев. Состоялось также нескольких митингов и акций, в основном, социального характера, хотя в поданной в правительство петиции были также обозначеные правовые и политические требования арцахцев.

В представительстве Арцаха в Ереване действует парламент, спикер которого сейчас исполняет обязнности президента Республики. Есть госминистр, но не известно о членах правительства. Парламент недавно провел слушания, в ходе которых было заявлено, что вопрос Арцаха не закрыт, и борьба будет продолжена. При этом самоорганизация в среде арцахцев происходит крайне инертно.

Арцахское общество с первого дня депортации сознательно было атомизировано и разделено на «семьи», как во времена родо-племенных отношений. Социальные программы правительства оказываются по принципу «семейного распределения», когда каждая семья вынуждена по-отдельности решать свои проблемы, хотя причины этих проблем и способы их решения коллективные. В Армении нет ни одного органа, который занимался бы проблемами арцахцев, и это нацелено на то, чтобы показать — нет арцахцев как единого понятия. Сейчас даже в программах для арцахцев их перестали называть «насильственно перемещенными из Карабаха», оставив только «перемещенные лица».

Арцахцы не могут сохраниться как сообщество, если не сформулируют свои коллективные права и не будут их коллективно продвигать. Для этого прежде всего необходимо хладнокровно, без эмоций оценить политико-правовую папку Арцаха, зафиксировать легитимные вехи и ошибки, выработать стратегию и продвигать ее как на уровне легитминых органов, так и общественных организаций. Заявление о правах — это не преступление и не «провоцирование войны», как пытаются представить желающие стереть Арцах.

Без выработки правовой стратегии еще более жесткими методами будет продолжена нынешняя политика на унижение арцахцев, на лишение их прав, достоинства, биографии, политика, направленная на то, чтобы убедить арцахцев и других граждан Армении — 35 лет жизни, национально-освободительной войны были фейком, происками враждебных спецслужб, а не выживанием и политической волей спастись от геноцида и сохраниться как нация.

На днях министр обороны Сурен Папикян, комментируя указ спикера Национального собрания Арцаха и исполняющего обязанности президента Ашота Даниеляна о лишении генерала Карена Шакаряна высшего звания «Герой Арцаха», заявил: «Прежде всего, я не знаю о таком институте и исключаю функционирование в Республике Армения какого-либо другого органа, кроме легитимного правительства. Некие воображаемые, ничтожные, возможно, виртуальные люди заполняют интернет своими виртуальными решениями. Всем ясно, что это ничтожные акты или они совершаются для самоуспокоения, чтобы еще раз подчеркнуть свое существование и присутствие.

Папикян заявил, что Карен Шакарян был награжден званиями главным образом за заслуги перед Родиной. Он не стал говорить, входит ли Арцах в понятие «Родина» и почему Решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха признает Алиев, который требует изъять его их Конституции РА. Ведь если правительство Армении не признает парламент Арцаха, значит, оно считает арцахцев своими гражданами, а Арцах — частью Армении. А если нет, то происходило ли становление генерала Шакаряна и других армянских офицеров на «чужой», «виртуальной» земле?

Граждане Арцаха, имевшие синий паспорт Республики Армения, считались гражданами Республики Армения независимо от кода 070 или другого кода, указанного в паспорте. Об этом в интервью ABC Media заявил исполняющий обязанности президента Республики Арцах Ашот Даниелян.

«Гражданство определяется не кодом. Если есть паспорт Республики Армения, то человек считается гражданином Республики Армения. Если сегодня говорят, что это был проездной паспорт, пусть предъявят соответствующий закон или юридическую ссылку, где это четко указано», — сказал Даниелян.

По его словам, формулировка «проездной паспорт» появилась в дискурсе властей только после принудительной депортации 2023 года. Даниелян утверждает, что решением правительства фактически в один день лишили гражданства РА людей с паспортами с кодом 070, что он считает неконституционным шагом.

«Никто не может отнять у нас право на возвращение. Получение гражданства никоим образом не отменяет это право. Если человек является гражданином Армении, это не означает, что он лишен своих исторических или законных прав», — подчеркнул он.

По словам Даниеляна, нынешняя ситуация является результатом политических решений, а страхи и путаница, распространяемые среди населения, зачастую носят целенаправленный характер.

В судах Армении между тем продолжаются процессы, касающиеся предполагаемых преступлений на территории Арцаха, и никто не может ответить на вопрос, почему, например, сдача оружия в Арцахе в сентябре 2023 года должна быть подсудным делом в Армении, если Армения не признает субъектность Арцаха. При этом ни одно заседание парламента или правительства Армении не обходится без обсуждения вопросов, напрямую касающихся арцахцев.

Попытки растворить, раздробить, «интегрировать» арцахцев не могут иметь успеха, пока существуют коллективные права, требующие не «семейных», а коллективных решений. Только выработка стратегии борьбы за коллективные права может вернуть арцахцам понимание «Мы есть».  И концерт 18 января должен положить начало выработке такой стратегии.