«Вот вы высказывали, что Россия бросила Армению в случае с Карабахом»

  • 06:55 28.01.2026

russia-artsakh.ru

26 декабря на нашем сайте была размещена видеозапись интервью известного дипломата и учёного Николая Платошкина, (в 1998-2004 гг. начальник отдела Армении 4 департамента СНГ МИД РФ), —   одной из российских радиостанций (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/24570). Предлагаем вниманию читателя его расшифровку и комментарий к нему нашего обозревателя.

«Получается, мы дали гарантию местному населению, а нас оттуда выставили просто»

Корреспондент: Вот вы высказывали, что Россия бросила Армению в случае с Нагорным Карабахом. Я бы хотел у вас спросить: а в чём, когда начался последний конфликт с Азербайджаном, когда он смог забрать себе эту территорию, — в чём конкретно ваша претензия к России в данном случае? Учитывая, что она эту территорию никогда не признавала за Арменией, и, получается, не должна была за неё вписываться, даже с учётом всяких договоров,  а учитывая отношение Армении сейчас к нам, это вполне было логично, как мне кажется.

Николай Платошкин: Ну, давайте сейчас прямо по пунктам пройдемся. Я же был начальником отдела Армении в МИД (РФ – примечание наше). При мне было подписано с Арменией более 100 соглашений, некоторые из них я и сейчас вам не буду называть. Я вам могу сказать просто, что уровень сотрудничества военного был такой, какого с Белоруссией не было даже.

У нас стояла там военная база: ну, славу богу, пока еще есть, — пока! Мы охраняли границу между Арменией и Турцией — мы. ФСБ России охраняла, по их просьбе, они всё это оплачивали. У нас как-то, помню, не было денег на оплату офицерам нашим,  — они платили. Вы знаете ещё где-либо другую страну, где разрешалось по договору гражданам Армении приносить присягу Российской Федерации и служить в наших частях. Было? Всё это мы делали. У нас было единая система ПВО, это очень важно, учитывая южное направление. То есть уровень сотрудничества был классный.

Когда пришёл Пашинян, у нас тут стали орать, что он «птенец Сороса» там и прочее. Я вам могу сказать, что за все время, —  это 2018-й год уже, — Крым уже был, они в ООН даже ни разу не воздержались, они за нас были все время. А некоторые другие страны СНГ против нас голосовали, понимаете, против!

Эти нет, их приглашали в НАТО несколько раз, они говорили, нет, наш гарант это Российская Федерация, до свидания. У нас ними два договора: один по взаимной помощи от 1997 года, то есть мы обязаны придти к ним на помощь, и они нам. У нас ещё многосторонний договор есть – договор коллективной безопасности. Азербайджан туда не входит, и не хочет входить. Они не хотят.

Кор. Но и Нагорный Карабах Россия не признавала…

Н. Платошкин. Идём дальше: идем с Нагорным Карабахом. Азербайджан, Армения и мы были членами, а мы и лидерами Минской группы ОБСЕ, которая вела переговоры, и смысл был такой: только мирным путём. Переговоры шли, там были разные варианты урегулирования. И на Армению в Карабахе напал не Азербайджан, — а Израиль, Турция и Азербайджан. И тогда ещё, та война 2020 года показала нам вообще-то, что нас ждёт: и беспилотники эти все, но мы, к сожалению, выводов не сделали.

Смотрите, после этого Карабах остался – там армяне живут, и всегда жили, а все остальное отдали. Но они их и оттуда выдавили. А между прочим, мы гарантировали Карабах своими миротворцами после 2020 года. Они вышибли нас оттуда.

Получается, мы дали гарантию местному населению, а нас оттуда выставили просто, и всё.

Они  (Армения – прим. наше) после этого посмотрите, что сделали?  Они попросили нас, ОДКБ поставить наблюдателей на границе Армении самой с Азербайджаном, потому что были попытки захвата приграничных сел в самой Армении. Мы отказали.

И после этого они попросили Евросоюз. И Евросоюз не отказал. Он миссию сразу отправил туда, немецких полицейских вооружённых. Мы почему отказали? Потому что, понимаете, вот люди как вот воспринимают: Армения — союзник по договору, Азербайджан – нет, и не хочет. Его право. А почему отношение одинаковое к этим странам тогда?

А зачем тогда быть нашим союзником, объясните, если это как бы ничего не даёт?

Кор.  Ну а почему Россия тогда изначально не признавала Карабах, наверное на это были свои причины? Тоже, чтобы не обострять?

Н. Платошкин. — Ну а почему мы сейчас с вами Приднестровье не признаём? Вот мы не обостряем, да? Из-за этого СВО, да?

Кор. Но опять же, юридически Россия не должна была Карабах защищать, потому что она его не признала, чтобы не ссориться с Азербайджаном.

Н. Платошкин. Азербайджан сейчас наш дом закрыл, вы сами об этом говорили. Не поссорились да?

Я вам могу сказать что, к сожалению, писали об этом мало. Вы знаете, что у нас РЛС в Габале мощную ликвидировали азербайджанцы. Это советская огромная  РЛС выстой вот с ваш дом, наверное.  Она оберегала СССР от ракетных пусков с юга. Станция раннего обнаружения. Сначала мы платили им огромные деньги,  потом они нас выставили оттуда. Это давно было, до Крыма, до всего.

Понимаете? С Арменией такого не было. Я как дипломат не могу понять, как это. Вот с этой страной хорошие отношения, а с этой нет. Почему одинаковое с нашей-то стороны отношение? Но это же даже не логично!

Кор. Я думаю, что если бы Азербайджан вторгся в какую-нибудь признанную территорию Армении, то по ОДКБ мы бы впряглись, а так мы не обязаны были впрягаться.

Н. Платошкин. Но мы впряглись за остатки Нагорного Карабаха.  Мы разместили там миротворцев, там центр координации, причём турок туда зачем-то пригласили! Зачем? Они-то что собственно говоря потеряли там? Ну, они рады, понятно.

Кор.  Ну, они, наверное, за Азербайджан…

Н. Платошкин. В результате нас выкинули оттуда просто уже окончательно,  И Армения сегодня говорит примерно следующее: ну раз у нас с Россией гарантии безопасности нет, мы пойдём ещё куда-нибудь. Ну, а что они должны делать, страна-то вот такая маленькая!?

 

Ред. Исходя из интервью российского дипломата, и до Пашиняна, и после — вплоть до сегодняшнего дня, Россия сохраняет полный контроль над Арменией и готовит для нее такое же будущее, как для Карабаха.