По словам Никола Пашиняна, армия не должна быть первичным и единственным механизмом обеспечения безопасности.
«Да, мы видели, что танки и солдаты стояли, и что? От этого уровень нашей безопасности улучшился? Наоборот… Нужна такая атмосфера отношений с внешним миром, чтобы страна стала важной частью глобальной сети поставок, чья безопасность и стабильность была бы важной для многих других, в том числе, соседних стран и сверхдержав. И наоборот – дестабилизация воспринималась как угроза для региона и международного сообщества», — сказал премьер.
Кажущиеся на первый взгляд абсурдными подобные заявления уже становятся нормой в Армении. В День армии, история которой началась с побед и щавоеваний, премьер Армении говорит, что наличие танков и солдат не повышало безопасность, а наоборот…
Заявления Пашиняна об армии адресованы его основным избирателям, как он сам говорит — матерям, не желающим войн и смертей. Мессидж для армянских матерей «ваши сыновья больше не должны погибать в Карабахе» стал главным предвыборным аргументом Пашиняна в 2018 и 2021 годах. После того, как стало ясно, что сыновья теперь погибают в Джермуке, Сотке и в других «некарабахских местах», Пашинян изменил предвыборную риторику. Он стал говорить о ненужности армии, сократил срок срочной службы с 2 до 1,5 лет, пообещав и вовсе отменить призыв.
Между тем даже ЕС, который многие годы уповал на НАТО и не создавал свою армию, приступил к формированию вооруженных сил. Не говоря уже о соседнем Азербайджане, который не упускает случая побряцать оружием.
На этом фоне публичное принижение армии как фактора безопасности выглядит как заявление об отказе от сопротивления, в угоду легко меняющейся дипломатической и экономической конъюктуре. А решение отмечать день памяти погибших в войнах за родину и посещать Ераблур накануне Дня армии призвано показать, что «будущее» армии — это Ераблур.