
Армяно-турецкая граница будет открыта для граждан третьих стран в марте. Об этом сообщил бывший турецкий парламентарий Каро Пайлан в своем микроблоге X. «Продолжение мирного процесса между Азербайджаном и Арменией зависит от шагов, предпринятых Турцией», — написал Пайлан.
Каро Пайлан действительно хочет, чтобы это произошло, и чтобы конфликт был «разрешен» там, где остановилась грубая сила и глобальный преступный сговор?
Каро Пайлан написал статью, тезисы которой представлены ниже:
«Среди конфликтов, разрешение которых Трамп называет своим достижением, армяно-азербайджанский конфликт выделяется тем, что основной территориальный спор уже трагически урегулирован. Возвращение Азербайджаном Нагорного Карабаха в 2023 году, сопровождавшееся этническими чистками армянского населения, закрыло главу, которая спровоцировала десятилетия войны.
Теперь правительства обеих стран официально признают территориальную целостность друг друга, основанную на границах советской эпохи, и обязуются прекратить применение силы.
Вице-президент США Дж. Д. Вэнс посетит Армению и Азербайджан в феврале, что свидетельствует о том, что регион остается в центре внимания Вашингтона.
Репутация России как гаранта безопасности на Южном Кавказе резко снизилась после войны 2020 года между Арменией и Азербайджаном и вторжения России в Украину.
Турция, несмотря на непоколебимый союз с Азербайджаном, поддерживает мир и стремится возобновить восточно-западные торговые пути через Армению в Центральную Азию.
Программа TRIPP безошибочно отражает трамповский подход: она ориентирована на сделки, имеет узнаваемый бренд и неизменно нацелена на прибыль США.
Соединенные Штаты получают надежный коридор Восток-Запад, который снизит влияние России, дополнит усилия Европы по диверсификации энергоресурсов и, в отличие от России, предоставит Турции статус защитника нового регионального экономического порядка.
Турция играет ключевую роль во всем этом, но пока не полностью поддерживает проект. Союз Анкары с Баку, основанный на принципе «одна нация, два государства», является фундаментом ее внешней и оборонной политики. Анкара заявляет, что откроет границу с Арменией только после заключения окончательного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, рассматривая это как козырь в переговорах с Баку и Вашингтоном.
Трамп продемонстрировал готовность к прагматичному взаимодействию с Анкарой по Сирии и другим региональным вопросам. Если Вашингтон хочет сохранить этот мир, он должен вовлечь Турцию в этот процесс и призвать Анкару как можно скорее полностью открыть границу.
Мир должен стать реальностью. Пророссийские оппозиционные силы в Армении мобилизуются, чтобы представить этот процесс как капитуляцию без компенсации.
Вашингтон должен как можно скорее выдвинуть идею регионального экономического соглашения — от торговли до совместных предприятий, центров обработки данных, энергетики, туризма и так далее — между Турцией, Арменией и Азербайджаном в качестве ключевого фактора стабильности.
В качестве первого шага Соединенные Штаты должны создать Фонд стабильности Южного Кавказа, который объединит ресурсы США, ЕС, Армении, Азербайджана, Турции и стран Персидского залива, а также международных финансовых институтов.
Администрация Трампа также могла бы подтолкнуть Армению и Азербайджан к формальному подписанию мирного соглашения до июньских выборов в Армении, создав политическое пространство для начала открытия границ Турцией.
Нормализация отношений с Турцией укрепит лагерь сторонников мира в Армении и пошлет мощный сигнал региону о том, что мир приносит ощутимые выгоды.