Напоминание о том, что Арцах — часть Армении, каждый день звучит из уст Алиева

  • 00:39 14.02.2026

Предвыборная кампания в Армении началась, постепенно проясняются позиции политических сил, и лишь один вопрос остается в программах нетронутым как 16-летняя девушка — вопрос Арцаха.

Всего 2,5 года назад в результате агрессии, оккупации и геноцида 150 тыс. лиц с паспортами Армении были изгнаны со своей родины, где они в 1989 году реализовали свое право на самоопределение и 30 лет с помощью Армении и диаспоры отстаивали реализацию этого права.

Спустя всего 2,5 года правительство Армениинащывает вопрос Арцаха для закрытым, решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха ничтожным, а каждое упоминание об этом квалифицирует как национализм и реваншизм (справедливости ради следует отметить, что Конституция до сих пор не изменена).

Многие армянские партии стараются не упоминать Арцахский вопрос в предвыборной риторике, словно Арцаха не было. Кто-то предлагает построить для арцахцев отдельные кварталы и помочь им с жильем. А другие предлагает в качестве решения «возвращение арцахцев» — под международные или другие иллюзорные гарантии. Словом, по сути ничего не предлагают.

Напоминание о том, что Арцах является частью Армении, и Армения просто обязана отстаивать во всех международных инстанциях права арцахцев, звучит, как ни странно, из Баку. Несмотря на оккупацию Арцаха и депортацию всех коренных жителей, Алиев не может присвоить себе то, что по Конституции принадлежит армянскому народу.

«Достигнутые на Вашингтонском саммите договоренности, в том числе подписанная Совместная декларация и парафирование мирного договора, де-факто означают установление мира. Его формальная сторона зависит от Армении. Чем скорее будут внесены изменения в Конституцию и из нее будут исключены территориальные претензии к Азербайджану, тем быстрее будет подписан мирный договор», — заявил Алиев в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности.

Но даже напоминания Алиева не пробуждают в армянской политической сфере интерес к теме Арцаха. Если Конституция Армении — слабость Алиева, значит — она сила Армении. Будь право на стороне Алиева, он не стал бы и вспоминать Конституцию Армении и подписал бы «мирный договор», который он сам называет капитуляцией Армении.

«Полагаться исключительно на международное право недостаточно для решения своих проблем. И пример Азербайджана действительно демонстрирует это. Таким образом, возникновение нового мирового порядка или новой системы межправительственных отношений определенно должно было произойти. Вопрос заключался лишь в том, кто возьмет на себя ответственность сделать этот шаг. И я считаю, что Президент Трамп проделал большую работу, инициировав создание Совета мира – института, который имеет большое будущее», — сказал Алиев, добавив, что ООН полностью парализована.

Алиев противоречит себе, когда говорит, что решил свои задачи без оглядки на международное право. Если решил, то зачем обуславливать «мирный договор» изменением Конституции Армении и отменой Решения 1989 года? Потому что без изменения Конституции Армении Баку никак не может доказать, что Арцах и Нахиджеван являются частью «территориальной целостности Азербайджана».