
8 августа 2025 года в Вашингтоне при посредничестве президента США Трампа лидеры Армении и Азербайджана Никол Пашинян и Ильхам Алиев подписали декларацию о создании ТРИПП – дороги вдоль армяно-иранской границы, а также парафировали мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном.
После подписания этих документов три стороны заявляют, что в регионе наступил мир, и он необратим. На границе действительно прекратились обстрелы, вооруженные провокации, Азербайджан заявил о деблокаде своей территории для транзита грузов в Армению. В частности, в Армению через Азербайджан и Грузию поступило зерно из России и Казахстана. В свою очередь, в Армению через Грузию поступили две партии бензина и дизтоплива из Азербайджана.
Несмотря на то, что власти Армении боятся даже произнести слово «Арцах» применительно к музыкальному произведению, Азербайджан продолжает выдвигать условия для окончательного подписания мирного договора – изменение Конституции Армении и изъятие из нее ссылки на Декларацию независимости, в том числе — Решение 1 декабря 1989 года о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха и необходимость устранения последствий Геноцида армян 1915 года.
Армения готовится к принятию новой Конституции, не указывая пока, будет ли в ней ссылка на Декларацию независимости. Однако риторика о создании Четвертой республики предполагает, что для ее создания понадобится новая Декларация. Пашинян говорит о республике строго в советских границах, которые не подкреплены ни одним международным легитимным документом. Зато Решение 1989 года, Конституция Армении остаются в силе. Никто также не отменил Карсский договор.
В январе 2026 года Баку заявил, что из Конституции Нахиджеванской республики изъята ссылка на Московский и Карсский русско-турецкие договоры 1921 года, согласно которым армянский регион Нахиджеван был временно передан под протекторат тюркского Азербайджана в составе СССР.
Решение Баку вызвало новые дискуссии о том, действует ли Карсский договор или его отменили. Если он действует, то Нахиджеван не может считаться полноправной территорией Азербайджана, там не должно быть военных сил. А если договор не действует, то Армении должны быть возвращены не только Нахиджеван, но и Карс и Ардаган, переданные по тем же договорам Турции.
Официальный Ереван не говорит о Карсском договоре, заявляя, что Армения считает своей территорией только территорию Советской Армении – согласно Алма-Атинской декларации о создании СНГ. Ссылки на Алма-Атинскую декларацию есть также в Пражской декларации, подписанной Пашиняном и Алиевым в октябре 2022 года при посредничестве Шарля Мишеля и Макрона, а также в «мирном договоре», парафированном в Вашингтоне в августе 2025 года.
Отсутствие правовой базы разрешения армяно-азербайджанских споров, а также политика Трампа, поощряют Азербайджан говорить о праве на силовое решение. При этом Алиев не только не отрицает отсутствие правовых оснований для захвата Карабаха и Нахиджевана, но и прямо говорит о необходимости изменить препятствующие этому легитимные документы – Конституцию Армении и Карсский договор.
На фоне этих процессов за последние месяцы 2025 года ничего не произошло «на земле» в смысле прокладки «дороги Трампа». В феврале 2026-го в Армению и Азербайджан прибыл виц-президент США Вэнс, но и этот визит не принес конкретики по поводу дороги Трампа. Наоборот, стало известно, что Баку и Анкара отказываются продолжать дорогу Трампа через Нахиджеван и Армению до Турции. То есть все разговоры о деблокаде региона и превращении его в часть международных коридоров и «Перекресток мира» оказываются фикцией.
А если превращение Армении в «Перекресток мира» изначально не предполагалось, значит, единственной целью слаженной политики руководств Армении, Азербайджана, Турции, России под покровительством США и ЕС является бесшумный выход из Карсского договора — с отказом Армении от своих прав и легализацией новых границ в регионе, установленных за счет продолжения геноцида армян.
Эту цель подтверждает и то, что параллельно в Армении проводится политика, направленная на обнуление национально-центричной роли Армянской Апостольской церкви, Диаспоры, традиционных армянских партий и Карабахского фактора.
Эти силы формально обвиняются в ориентации на Россию, и хотя власти Армении сами не предпринимают никаких практических мер против российского влияния или присутствия, которое за последние годы только выросло, но схема «кто против власти, тот за Россию, а значит — за возобновление войны» успешно применяется для подавления тех, кто выдвигает вопрос национальных прав.
Отсутствие выдвижения национальных прав может стать уникальным признаком предстоящих в Армении выборов. Хотя не все политические партии выдинули свои предвыборные программы, но жесткое табу на затрагивание вопросов о Карсском договоре, Решении 1989 года о воссоединении и «мирном договоре», парафированном в Вашингтоне, указывает на жесткий консенсус в политическом поле Армении.