
Прошло 38 лет после «Сумгаита», казалось, его политическое значение должно было бы угаснуть, по крайней мере, на это надеется недальновидная и антинациональная армянская «политологическая» среда. Но выясняется, что античеловеческий режим, прочно обосновавшийся в Прикаспии, всерьез обеспокоен «Сумгаитом».
«Ходжалу», внутриполитическое преступление против грузинских мусульман-месхетинцев, изгнанных из Центральной Азии в НКАО незадолго до трагедии в Ходжалу, стал антиармянским инструментом в руках Гейдара Алиева. Фактически, Гейдар Алиев, организатор преступления в Ходжалу, сделал все, чтобы повесить его на армян. Таким образом, Гейдар Алиев, непосредственно участвовавший в организации «Сумгаита», создал «историю», призванную затмить «Сумгаит», и не просто создал «историю», но и методично распространил ее, а затем бережно передал своему наследнику.
Именно преступную группировку, организовавшую и осуществившую «Сумгаит», армяне должны были «отправить» в Нюрнберг, но те, кто имел право и обязанность сделать это в Армении, были настолько далеки от боли армян, желания защитить достоинство армян, от задач обеспечения и сохранения национальной жизнеспособности, что даже не оценили проект «Ходжалу» и другие сценарии, которые последовали за ним, например, когда периодически некоего Григоряна называли организатором «Сумгаита».
Сегодня различные «азербайджанские» политики в армянских интервью объявляют Гейдара Алиева преступником. А вы видели, чтобы прокуратура РА и Служба национальной безопасности РА проводили расследование? Вы хотите сказать, что в СНБ мало материалов?
В геноцидальном Баку объявляют «Нюрнберг», хотя после «Сумгаита» число преступлений Баку только росло, вплоть до геноцида Арцаха. И снова вспышка страхов в Баку, проверка того, не нарушен ли глубокий «сон» прокуратуры РА и Службы национальной безопасности РА. Нет, не нарушен…
Оставленный безнаказанным в международных судах «Сумгаит» продолжает быть лакмусовой бумажкой для геноцидального Баку: сохраняет ли армянский народ свою жизнеспособность на последнем куске своего ареала, готов ли он выжить и возродиться, или же он рассыплется в прах в песках Дейр-эз-Зора?
Сегодня «Сумгаит», не понесший наказания в международных судах, остается для меня лично эталоном государственного и национального мышления, по которому я продолжаю оценивать нынешние власти.
Позвольте напомнить, что 13 февраля 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял резолюцию, в которой события, произошедшие в армянских поселениях Азербайджанской ССР в 1987-1990 годах, были оценены как геноцид.
Когда мы утратили государственность, с какого момента мы утеряли государственное и национальное мышление?
Мариам Авагян
Координатор Съезда беженцев из Азербайджанской ССР