Арцахцы в армии РА: судить можно, служить нельзя

  • 11:51 22.03.2024

Правовые проблемы насильственно перемещенных жителей Арцаха ежедневно “всплывают” в новом свете. И связаны они с тем же казусом – неопределенностью политико-правовых отношений Арцаха и Армении.

Еще до катастрофической войны 2020 года многие поднимали вопрос о том, имеют ли право граждане Армении служить в Армии обороны Арцаха? Где и какой суд должен судить военнослужащих, да и просто граждан Армении, совершивших преступление в Арцахе? Или же наоборот, имеют ли право суды РА судить жителей Арцаха, совершивших правонарушения на территории Армении?

Эта проблема так и не стала предметом дискуссий в армянском обществе. Скорее всего потому, что все армянство было уверено, что Арцах – это часть Армении, равносильная другим регионам Армении, поскольку мы жили в одном и том же правовом, судебном, финансовом, налоговом и т.д. поле.

Тем не менее, хотя бюджет Арцаха в немалой части состоял из межгосударственного (?!) кредита от Армении, в Арцахе были свои власти – президент, парламент. В законах Арцаха были небольшие отличия от законов Армении, в частности, в социальной сфере.

В то же время Армия обороны Арцаха непосредственно подчинялась министерству Обороны Армении, поскольку Армения являлась гарантом безопасности народа Арцаха. Во всяком случае, так было до 27 сентября 2020 года.

Многие, наверно, помнят, что в Горисе действовала Сюникская гарнизонная военная прокуратура и суд, где рассматривались преступления, совершенные в армии. То есть, это был некие органы, расположенные между Арцахом и Арменией, которые могли рассматривать преступления, совершенные в Армии обороны Арцаха гражданами Армении.

В случае с гражданскими лицами в Армении, к примеру, могли привлечь к ответственности жителей Арцаха, совершивших правонарушения на территории Армении. То есть, в правовом поле все рассматривались как жители одного государства.

В настоящее время в Армении идут судебные разбирательства в отношении военнослужащих (в том числе, высокопоставленных военачальников) по обвинению в правонарушениях во время 44-дневной войны. И все, вроде, согласны с тем, что Армения имеет право их судить.

Совсем другое отношение в РА к насильственно перемещенным арцахцам, желающим продолжить свою службу уже на территории Армении. Эти лица обязаны получить гражданство Армении, и лишь после этого получают право на службу в подразделениях МО РА.

Как известно, большинство арцахцев не желают брать гражданство Армении, считая, что они и так имеют армянский паспорт, вместе с которым получают документ, подтверждающий статус беженца. Вполне понятны опасения, поскольку люди считают, что, получив гражданство Армении, они лишатся социальных выплат и своих прав на возможные имущественные компенсации за потерю своего движимого и недвижимого имущества в результате геноцида и этнической чистки Арцаха.

Но большинство мужского населения Арцаха – это люди, прошедшие по меньшей мере две-три, а иные и четыре войны. Многие из них занимали воинские должности в различных подразделениях АО, от рядовых до высокопоставленных военных чиновников. Более того, это – люди, годами занимающиеся военным делом, получившие закалку не в одном бою или диверсионном проникновении со стороны врага.

То есть, по сути, это уже готовый наполовину резерв, который при необходимой подготовке по новейшим стандартам, может быть намного эффективнее, чем те, кого надо учить “с нуля”.

Но, судя по всему, власти Армении не совсем заинтересованы в укреплении обороноспособности и безопасности страны, над которой нависла угроза “арцахизации”, то есть, угроза осуществления планов русско-турецко-азербайджанского трио по уничтожению армянской государственности по уже отработанной “блестящей операции” в Арцахе.

Мало того, факт невозможности службы в МО РА арцахцев на государственном уровне представляется как отказ насильственно перемещенных мужчин служить в армии. Это, в свою очередь, создает плодородную почву для введения армянской общественности в заблуждение, расширяет раскол в обществе, который не позволяет ему консолидироваться перед лицом надвигающейся новой катастрофы.

Казалось бы, все должно быть наоборот. В нынешних условиях государственная машина должна сделать все, чтобы ликвидировать все недоразумения, бытовые разногласия собрать общество в один кулак, который позволит ему выстоять перед новыми угрозами со стороны врага. Увы, в нашем государстве все делается с точностью до наоборот.

Сегодня уже в армянской общественности возникает вопрос: будут ли арцахцы бороться за Армению, в частности, если начнутся военные действия в Тавуше, 4 села которого премьер-министр Пашинян готов сдать врагу без боя.

Зная арцахцев, со своей стороны могу сказать, что да, они будут бороться за свою Родину, для воссоединения с которой они обрекли себя на 36-летние лишения, прошли 4 войны и потеряли своих родных и близких.

И здесь вновь возникает вопрос: допустит ли властная верхушка Армении, чтобы люди добровольно встали на защиту Родины, или их не допустят к обороне?

Вопрос риторический, как и все вопросы, связанные с правовым и социальным статусом беженцев из Арцаха.

Маргарита Карамян

f