Самвел Шахраманян Le Figaro: Я понимаю, что указ о роспуске НКР был незаконным

  • 11:21 28.03.2024

Указ о «роспуске НКР» был единственной гарантией безопасного вывода населения из Нагорного Карабаха. Об этом заявил президент Нагорного Карабаха Самвел Шахраманян французскому изданию Le Figaro, сообщает «Спутник».

По его словам, сразу после сентябрьской агрессии Азербайджана в сентябре 2023 года «мы, понимая, что силы неравны, установили связь с азербайджанской стороной, чтобы оградить гражданское население от боевых действий».

«После двенадцатичасовых переговоров нам удалось положить конец боевым действиям. Уже на следующий день граждане Арцаха, опсаясь за свою жизнь, попросили об эвакуации в Армению. Так мы начали второй этап переговоров. Баку предложил, чтобы Национальное собрание объявило, что «народ Арцаха отказывается от своих прав, суверенитета и символов», — рассказал Шахраманян о том, как был подписан указ о роспуске институтов власти Нагорного Карабаха.

По его словам, чтобы этот документ был действительным, карабахский парламент должен был утвердить его путем голосования.

«Тогда я выступил со встречным предложением: президент Арцаха объявит о роспуске с 1 января. Это была гарантия сравнительно безопасной эвакуации. Я прекрасно понимал, что этот документ был нелегитимным и антиконституционным, так как должен был быть ратифицирован законными структурами Арцахской Республики, но это был единственный способ спасти наших соотечественников», — сказал Шахраманян.

Самвел Шахраманян, сославшись на слухи о наличии связи между выборами 5-го президента Арцаха и последующей агрессией, опроверг это, напомнив, что азербайджанцы скапливали войска на линии соприкосновения задолго до этого.

«Было очевидно, что после девятимесячной осады, направленной на то, чтобы ослабить нас, они собирались напасть», — сказал он.

На вопрос, существует ли государство и правительство в изгнании, Шахраманян ответил:

«Да, в здании, где я вас принимаю в Ереване, находится офис президента Арцаха, а также офисы судебных и законодательных структур. Парламентарии могут собраться здесь, чтобы проголосовать. В октябре был подписан указ, который предусматривает, что все министры правительства остаются на своих должностях на общественных началах».

Отвечая на вопрос о возможном возвращении, Шахраманян сказал:

«В нынешней ситуации нереально думать о возвращении на территорию, оккупированную азербайджанцами. Необходимо учитывать реалии народов Азербайджана и Арцаха, считающих себя врагами. В Баку азербайджанцев в школе учат, что армяне – враги.

Потребуются годы, чтобы менталитет азербайджанского народа изменился и мирное сосуществование между соседями стало возможным. И я думаю не меньше об армянах Армении. «Как власти Еревана могут считать свою страну безопасной, когда некоторые части ее территории уже оккупированы азербайджанцами, а руководители Баку публично заявляют о своих правах на другие территории», — заключил он.

Отвечая на вопрос, есть ли контакт с пленными, президент Арцаха отметил, что помимо 8 руководителей Арцаха есть еще 7 военнослужащих, захваченных в сентябре, и попросил Францию ​​оказать давление на Азербайджан, потребовав освобождения всех заключенные.

Шахраманян отметил, что в Арцахе остаются 10-11 человек больных или имеющих инвалидность, которые не могут свободно передвигаться и не хотят оставить могилы родственников.

«Это инвалиды или больные люди, которые не могут передвигаться или хотят оставаться возле могил своих родственников. После вынужденной миграции, произошедшей в сентябре 2023 года, число оставшихся там граждан Арцаха было больше. Но затем несколько десятков граждан Арцаха, которые изначально решили остаться, также решили переехать в Армению благодаря Красному Кресту», — сказал Шахраманян.

f