Собеседник Step1.am – председатель Европейской партии Армении Тигран Хзмалян.
— Господин Хзмалян, перед встречей в Брюсселе были большие ожидания, но результатом оказалась лишь финансовая поддержка Армении. Ни слова о поставках вооружений, углублении сотрудничества в сфере безопасности. Ваши ожидания оправдались?
— Я так не оцениваю и считаю, что мы не заметили самого главного, и об этом не говорилось. Дело в том, что правительство Армении сформулировало вопрос безопасности Армении как императив. И ответ на этот вопрос был дан, хотя и не напрямую, неофициально. Почему неофициально, понятно, но я все же уточню. 5 апреля вопрос государственности и безопасности Армении был решен в Брюсселе без громких речей. Иными словами, мы получили устные неофициальные гарантии в том, что наша страна не станет целью российско-турецкого альянса и что нас защитят. По большому счету, именно это и сформулировало в качестве предварительного условия правительство Никола Пашиняна. На данный момент экономическая и энергетическая помощь абсолютно вторичны. Проблема в том, что к хорошему мы привыкаем быстро, и уже через неделю мы привыкнем к той безопасности, как уже не замечаем, что относительный покой наших восточных и южных границ обеспечивается присутствием европейских наблюдателей. Сейчас фактически вся территория Армении находится под эгидой Евросоюза и США. И это на самом деле очень большой результат.
Второе обстоятельство заключается в том, что отныне нас рассматривают как кандидата в члены Евросоюза и, следовательно, как зону интересов Евросоюза и США. Это второе, о чем не заявлено официально, но это на самом деле так. Это так уже некоторое время, но в Брюсселе это зафиксировали.
— Но во время встречи в Брюсселе не было никакого упоминания о заявке Армении на вступление в ЕС или НАТО. На каком основании вы утверждаете, что Армения уже считается кандидатом на членство в Евросоюзе?
— Да, многие могут спросить, на чем основаны столь оптимистичные заявления. Проблема проста — мы привыкли жить в сфере сговоров. Между тем Европа и США являются сферой закона и международного права. Поэтому, пока Армения не сделает домашнее задание, то есть не выйдет из ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, мы не можем ни подать заявку, ни получить приглашение официально. Нам сказали, что НАТО и Евросоюз готовы принять вашу просьбу, так что, очередь сейчас за правительством Никола Пашиняна. Теперь второй вопрос: почему правительство Никола Пашиняна не идет на этот шаг? А это уже вопрос нашей внутренней политики. Я думаю, что Никол Пашинян избегает форсирования событий, поскольку европейская интеграция требует референдума. Именно этого требует статья 205 Конституции Армении: при вступлении в любую наднациональную структуру Армения должна провести референдум.
Понятно, что это понравится не всем, поскольку логическим результатом референдума должны стать внеочередные выборы. Это не нравится ни правящей партии, ни парламентской оппозиции, поскольку они сейчас находятся в парадоксальном взаимодействии, когда правительство сохраняет свою власть, указывая на враждебную оппозицию. А оппозиция живет в основном за счет травли правительства. Это лишает нашу страну перспективы развития, возможности быстрого и эффективного процесса евроинтеграции, поэтому нам приходится решать этот вопрос внутри страны. США и Евросоюз оказали нам поддержку в Брюсселе, но поддержка оказывается тому, кто делает свою часть работы. Теперь наша очередь выполнить эту работу.
— В ходе трехсторонней встречи не было сделано никаких заявлений об осуждении агрессии против Арцаха. Не было заявлений о политическом урегулировании арцахского вопроса, о праве народа Арцаха на безопасное возвращение или внедрении механизмов международной безопасности. Лишь пообещали, что выделят средства на решение жилищных проблем арцахцев. Выходит, США и ЕС признают правомерность силового «решения» арцахского конфликта?
— Я говорю нет, и это не только мое мнение. Приведу два аргумента, и сначала озвучу второй аргумент. Речь идет о том, что за последнюю неделю посол Франции в Армении, который представляет Францию, трижды по разным поводам поднимал вопрос возвращения армянам Арцаха национальных прав. Это означает, что Франция, как лидер Евросоюза, ни на секунду не забывает и считает необходимым поднимать вопрос о правах арцахских армян. А первый аргумент следующий: у нас об этом стараются не упоминать, но мы не имеем права забывать, что 17 ноября 2023 года Международный Суд ООН вынес решение, требующее права на мирное и свободное возвращение арцахских армян. Иначе говоря, это решение главного суда Запада, которое необходимо выполнять.
То, что правительство Армении об этом не говорит, – это наша проблема, а Запад выразил свой подход. Я думаю, что у любого решения есть стороны, и потерпевшей стороной, которая должна требовать своих прав, является армянский народ. Здесь у меня вопрос, почему мы за полгода не способствовали созданию реального правительства или какого-либо представительского органа, который мог бы представлять права арцахских армян? Я неоднократно предлагал создать правительство Арцаха в изгнании, не считая таковым московских чекистов. Власти Армении делают вид, что не слышат эти предложения, заявляя, что второго правительства в Армении быть не может.
Республика Армения обязана, имеет как моральное, так и юридическое обязательство представлять права арцахской части своего народа в международных судах и трибуналах. Мы обязаны помочь арцахским армянам, находящимся сейчас в статусе беженцев, сформулировать общественный спрос, создать представительский орган и реализовать наши общие интересы, восстановить попранное национальное достоинство и международное право, в том числе право вернуться в Арцах. Ереван этого не делает, почему мы требуем этого от Запада, я не понимаю. Запад просто руководствуется приоритетами. Теперь он считает своим приоритетом спасение Армении от российско-турецкой оккупации.
Тут нам нужно перейти ко второму вопросу: зачем нам сохранять Республику Армения? В том числе и ради защиты прав всех армян. В наших паспортах написано, что обладатель данного паспорта пользуется защитой РА. Если у РА есть защита Запада, что было подтверждено в Брюсселе, мы должны предпринять следующие шаги, в том числе и решение арцахского вопроса.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.