Собеседник Step1.am — лидер общественной организации «Во имя Гадрута» Левон Айриян.
— Господин Айрян, спустя 109 лет после Геноцида мы становимся очевидцами того, что власти РА, похоже, пытаются закрыть вопрос Геноцида.
— Прежде всего, следует констатировать, что самым непонятным является отсутствие спустя 109 лет после Геноцида закона, криминализирующего отрицание Геноцида. Это позволяет сегодняшним чиновникам, скажем, депутату от Гражданского договора Андранику Кочаряну, ставить под сомнение количество жертв и заявлять, что погибших еще нужно подсчитать. В своем обращении Никол Пашинян также акцентировал термин «Мец егерн» вместо «геноцида». Иными словами, будучи приспешниками русских и турок, они хотят поставить под сомнение деяния, признанные столь многими государствами, и пойти по пути турок, предлагающих передать этот вопрос историкам. Мы всегда говорили в своих выступлениях после событий 2020 года, что в результате политики нынешней власти Степанакерт последует за Гадрутом, затем будет отрицание Геноцида армян и упразднение армянской государственности, потому со стороны других государств поставлена задача — окончательно закрыть Армянский вопрос.
— Вы напомнили, что к 100-летию Геноцида Армянская Апостольская Церковь канонизировала 1,5 миллиона жертв Геноцида. Сегодня, когда представители власти публично ставят под сомнение число жертв Геноцида, может ли церковь подвергнуть анафеме тех, кто не уважает память канонизированных жертв?
— Хотя у нас нет закона, криминализирующего отрицание Геноцида, канонизация жертв Геноцида к 100-летию в религиозном понимании соответствует закону, криминализирующему отрицание геноцида в гражданской жизни. Если жертв канонизировали, и после этого кто-то пытается усомниться в количестве жертв, получается, они выступают правил церкви. Если каноны церкви нарушаются, это называется богохульством, а наша церковь имеет полное право и обязанность подвергать анафеме богохульников. Андраник Кочарян не сам пустил это заявление в оборот, возможно, он получил указание от своего шефа, и церковь должна проявить строгость. Хотя я такого отношения от нашей церкви не жду. По крайней мере, я не припомню, чтобы наша церковь за последние сотни лет кого-то подвергала анафеме. Может, я плохо знаю историю, но, кажется, со времен тондракийцев анафемы не было.
После войны 2020 года мы попытались выйти на контакт с церковью и предложили канонизировать также жертв 44-дневной войны. Это, по нашему мнению, заставило бы мир, который молча следил за геноцидальной войной, пробудиться. И если бы церковь канонизировала жертв войны в 2020 году, процессов 2023 года точно не произошло бы. Тем более, что мир не просто наблюдал со стороны, как минимум десяток стран активно участвовали в геноциде 2020 года. Интересная вещь получается: некоторые государства совершают против нас геноцид, мы не протестуем, не боремся за свои права, и мир оставляет за собой право за всем этим просто наблюдать.
Армянская Апостольская Церковь является духовным пастырем армянского народа, и церковь должна понимать, что если паства исчезнет, то некого будет пасти. Если государство исчезнет, католикосат Армянской Апостольской Церкви станет странствующим, как в средние века. Иными словами, церковь, исходя из своих интересов и интересов нации, должна твердо придерживаться идеи армянской государственности и всеми силами отстаивать ее. Это означает, что наша церковная власть должна использовать все свои рычаги для борьбы с сегодняшней антинародной властью.
— В годовщину Геноцида общество ежегодно проводит традиционное факельное шествие, может ли церковь провести аналогичное мероприятие?
— Одним из самых успешных мероприятий, организованных в память Геноцида армян, является факельное шествие. Это доказывает тот факт, что оно проводится армянскими общинами практически во всех странах и пользуется большой популярностью. В то же время благодаря своему масштабу оно способно привлечь внимание других народов и государств. Что касается того, какое мероприятие может провести церковь в такой ситуации, то скажу, что все христианские церкви мира в тревожные для нации, страны или церкви дни проводят крестный ход. Желательно, чтобы наша церковь также провела в эти дни крестный ход, дабы привлечь внимание наших антинациональных властей, вывести нацию из летаргического сна и обратить внимание мира к нам.
Это окажет отрезвляющее действие на антинациональную власть, выведет армянский народ из ступора и предупредит мир, что нельзя наблюдать безучастно наблюдать за продолжением Геноцида армян. Церковь должна бить в набат во имя Тавуша. В последние дни в событиях в Тавуше большую популярность обрел Баграт србазан, борющийся вместе с народом за свою землю. Эчмиадзину следовало бы заявить, что все епархии поддерживают Тавушскую епархию. На мой взгляд, участие Баграта србазана в этих акциях и призыв церкви могут воодушевить народ.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.