Гукасян: Вопрос об ответственности военачальников сегодня является первостепенным: подчинится ли армия РА незаконным приказам или нет?

  • 21:40 26.04.2024

Собеседник Step1.am – политолог Андриас Гукасян.

— Господин Гукасян, власти называют процесс cдачи территорий Тавушского марза «процессом делимитации и демаркации». Так ли это?

— Я публично назвал этот процесс блефом по следующей причине. Во-первых, и Армения, и Азербайджан имеют международные обязательства перед странами ОБСЕ в рамках ОБСЕ. Аналогично, эти государства ОБСЕ обязаны признать границу Советской Армении и Советского Азербайджана границей между Арменией и Азербайджаном. Это очень важное обстоятельство, потому что армянскому народу все преподносится так, будто Азербайджан сделал большое одолжение, признав некие принципы демаркации. Это большая ложь, и и Армения, и Азербайджан обязаны признать эту границу не только друг перед другом, но и перед всей ОБСЕ.

Во-вторых, процесс демаркации – это юридический процесс. И чтобы любые два государства, находящиеся в конфликте, могли осуществить этот процесс, первым шагом должно стать подписание мирного договора. Мирный договор, как международный акт, должен быть ратифицирован парламентами двух государств и зарегистрирован в Секретариате ООН как международный договор, чтобы в дальнейшем стороны могли регулировать споры между собой через Гаагский суд. Этот мирный договор также должен содержать положение о демаркации. К соглашению прилагается регламент работы демаркационной комиссии. В случае Армении и Азербайджана, принимая во внимание обязательства Армении и Азербайджана перед ОБСЕ по урегулированию арцахской проблемы, это соглашение должно также содержать положения, касающиеся Арцаха. Иными словами, данное мирное соглашение как правовая основа является поддержкой для работы комиссии по демаркации и определению границы. Когда эта работа будет завершена, следующим шагом может стать следующее: территориальные обмены, что также должно быть ратифицировано парламентами и зарегистрировано в Секретариате ООН. Кстати, эти соглашения становятся частью международного права. Так называемое международное право представляет собой совокупность юридически сформулированных и заключенных международных договоров между государствами.

Когда соглашение о территориальных обменах также будет одобрено, подписано и зарегистрировано в Секретариате ООН, наступит время третьего шага — межгосударственного соглашения о границе. Еще раз, соглашение должно быть ратифицировано парламентами, став частью внутреннего законодательства государств, как и два предыдущих договора. После регистрации в Секретариате ООН он также становится частью международного права. Перечень координат пограничных столбов прилагается к этому соглашению. Иными словами, для того, чтобы пограничные посты имели для сторон юридически обязывающее значение, они должны получить этот статус по договору, а их место на местности должно быть определено приложением. Именно это называется демаркация, это международный процесс — от мирного договора до пограничных постов.

Мы знаем, что такого процесса сегодня нет, вот почему я считаю официально озвученную властями информацию о том, что в Тавушском марзе имели место делимитация и демаркация, чистой воды блефом. Фактически между Арменией и Азербайджаном существует конфликт, между Арменией и Азербайджаном установлен не оформленный юридически режим прекращения огня. Иными словами, в Секретариате ООН нет подписанного и зарегистрированного международного соглашения о прекращении огня, нарушение которого является предметом международного расследования. С 1994 года не было соглашения о прекращении огня, образующего такие юридические последствия. Это было сделано специально, чтобы сохранить возможность размораживания военного конфликта в будущем, следствием чего и стала этническая чистка Арцаха.

В таких условиях между Арменией и Азербайджаном существует линия соприкосновения и соглашение о прекращении огня, нарушение которого не создает для сторон никаких правовых последствий. Следует выделить политические последствия в такой ситуации: когда США или Евросоюз заявляют, что нападение на Армению будет иметь серьёзные последствия для Азербайджана, это политические шаги по сдерживанию войны, в условиях, когда нет международного соглашения о прекращении огня между конфликтующими сторонами. К сожалению, это сегодняшняя реальность, армянский народ в течение 30 лет учили, что так и должно быть.

Все видят, что невыполнение заявления от 9 ноября или действия вопреки ему не создают для Азербайджана никаких последствий. Но это дает основание утверждать, что власти Армении (подчеркиваю власти, а не Армения как субъект международного права) имеют политические обязательства перед властями Азербайджана и России. В частности, теперь власти Армении, лично Никол Пашинян, обязываются вопреки положениям Конституции Армении предоставить экстерриториальный коридор для обеспечения неконтролируемого сообщения между Азербайджаном и Нахиджеваном. Есть и другие требования, вы все слышали, это требования об изменении Конституции, герба и т. д.

Все это доказывает, что руководство Армении сознательно принимает решения и предпринимает шаги, которые противоречат государственным интересам Армении, ставят под угрозу граждан Армении и привели к этнической чистке Арцаха. Согласно международному праву, Арцах признан спорной территорией в составе Азербайджана, речь идет о территории бывшей НКАО. Все это вопрос ответственности властей Армении, и помимо преступных решений лидеров других государств, ответственность за наш народ несет прежде всего руководство нашей страны.

На данный момент осуществляется еще одно противоправное соглашение с Азербайджаном, противоречащее интересам нашего государства, которое по сути является односторонним изменением линии соприкосновения. То, что в официальной информации представлено как якобы согласованные зоны делимитации и демаркации границы, на самом деле является участками фронтовой линии соприкосновения, где власти Армении обязаны не организовывать оборону, не устанавливать минные поля, не иметь боевых позиций. В этой зоне Никол Пашинян имеет право только организовывать службу патрудей с легким огнестрельным оружием.

Понятно, что если нет соглашения о государственной границе, то не может быть и пограничной службы. Пограничная служба предполагает статус как внутри страны, так и в международных отношениях, позволяющий применять силу и возбуждать уголовное преследование в отношении лиц, незаконно пересекающих государственную границу. К сожалению, мы видим, что руководство Армении не идет законным путем ни внутри страны, ни за ее пределами. Он совершает противоправные действия и нарушает своими решениями и намерениями законные интересы граждан, создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан.

Сегодня это очень плохая ситуация для нашей армии, потому что руководство армии подчиняется незаконным приказам. Если были отданы незаконные приказы о выводе войск, то эти действия создают ответственность для всех руководителей этих воинских частей, особенно в условиях справедливого недовольства граждан. Это также очень плохо для армии с моральной точки зрения. Согласно Конституции, обязанностью армии является защита территориальной неприкосновенности страны. Когда вооруженные силы РА выполняют незаконные приказы, создающие угрозу территориальной целостности, это крайне болезненный факт.

— Может ли армия не подчиниться этим приказам?

— Я думаю, что командиры в иерархии, если они не желают выполнять незаконные приказы, должны либо уйти в отставку, либо, если выполнят, немедленно возьмет на себя ответственность. Согласно Уставу они имеют право обжаловать незаконные приказы. Члены Генерального штаба имеют право выступать публично и давать оценки этим приказам. Иными словами, вопрос об ответственности военачальников сегодня является первоочередным: будет ли армия РА подчиняться незаконным приказам или нет?

Роза Ованнисян

f