Вот что говорят в Баку о протестах в Тавуше: Пашинян достиг предела

  • 08:56 01.05.2024

Газета «Грапарак» пишет: «Губернатор Тавуша Айк Галумян пытается разогнать жителей Киранца, перекрывших межгосударственную дорогу. Вчера их пыталась убедить убрать установленную на дороге палатку и отправить домой, аргументируя это тем, что борьба бессмысленна. Если грунтовые дороги открыты, и специалисты могут добраться до сдаваемых участков и устанавливать столбы, то нет смысла здесь стоять. Люди отказались».

Смысл протестов в Тавуше, безусловно, сводится не к тому, чтобы запретить армии или другим силовым структурам осуществлять работу на земле. Смысл в том, чтобы показать незаконность приказов и действий силовых структур. Показать волюнтаризм решения, которое является прямым обязательством Никола Пашиняна. В Баку об этом говорят без купюр, заявляя, что Пашинян при выполнении неких обязательств достиг предела внутри страны.

Одиозный и близкий к властям Фархад Мамедов, к примеру, пришет, что «в повестке переговоров между Азербайджаном и Арменией кристаллизовались темы и справедливые условия Азербайджана, при выполнении которых достигается прогресс на различных переговорных треках. Обозначим их:

  • По мирному договору – изменение Конституции и законодательства Армении
  • По определению границы – освобождение четырех сел и переход на другие участки границы
  • По разблокировки коммуникаций – беспрепятственность Зангезурского коридора и международный контроль за безопасностью.

Если посмотреть на заявления и действия премьера Армении, то можно сделать вывод, что Пашинян не против прогресса по мирному договору и по определению границы, а вот по беспрепятственности Зангезурского коридора он не идет никак, и это как позиция самого правительства Армении, так и внешних покровителей Армении.

В общественный дискурс с начала года были заброшены темы изменения Конституции и освобождения четырех сел для начала процесса определения границы. Однако Пашинян оставил тему по референдуму по Конституции, но решил пойти на освобождение четырех сел. То есть, он делает то, что можно сделать здесь и сейчас.

Предположу, что Пашинян пошел на это, чтобы понять свой предел. Сдача четырех сел вызвала протесты, которые организуются парламентской оппозицией и церковью. Однако данные протесты пока локализованы в самих этих селах, хотя есть попытки перенести протесты в другие города и столицу Армении. Сейчас мы наблюдаем за тем, как Пашиняну приходится использовать ресурсы государственного аппарата для подавления протестов, задействованы специальные силы преданного МВД, со стороны не менее преданного Следственного Комитета заводятся уголовные дела в отношении военнослужащих, примкнувших к протестам. То есть, данный шаг и последовавший разгон протестов не ставят под сомнение его легитимность. Пашинян использует всю полноту власти и это нормально.

Однако, для реализации последующих справедливых условий Азербайджана премьеру Армении нужно будет проведение референдума, результаты которого непредсказуемы и могут поставить под сомнение его легитимность!

Таким образом, приходим к выводу, что Пашинян в ближайшей перспективе не пойдет на референдум, то есть на процесс, результаты которого могут создать риски его власти. Этого не советуют ему делать и его покровители как на Западе, так и на юге.

А на что же может пойти Пашинян? Что сможет?

Думается, что после завершения процесса делимитации и демаркации на Газахском направлении, все что сможет сделать Пашинян это аннулирование решений Верховного Совета Армении за 1992 год, коррекция документов МИД Армении… отзыва исков не произойдет, так как процедура уже запущена и требует обоюдного согласия.

Чувствуется, что Пашинян достиг предела своей легитимности в процессе принятия решений и не будет рисковать своей властью.

Остается вопрос – будет ли достаточным для Баку предел возможностей Пашиняна в Армении?!

Можно предположить, что звонок Блинкена именно об этом, Запад не заинтересован в проведении какого-либо избирательного процесса в Армении, который может хоть как-то навредить Пашиняну и создать проблему легитимности его власти…».

Все предельно ясно с бакинской колокольни. Но как же ереванская колокольня? Или тезис оппозиции, что «Пашинян никогда добровольно не подаст в отставку, а общество недостаточно мобилизовано» является константой, позволяющей Пашиняну выполнять взятые обязательства?

f