Проиcходит интересная «полемика» между Николом Пашиняном и Багратом србазаном, корни которой уходят глубоко в землю. В ту самую реальную армянскую землю, которая 100 лет назад потеряла хозяев и стала разменной монетой в руках политических проходимцев.
Пашинян со вчерашнего дня, с Сардарапата, твердит о неких «элитных группировках», которые хотят отнять у него «власть народа». Кого он подразумевает под «элитами», не ясно, но апелляции к некой «избранной» касте только выдают люмпенские комплексы Пашиняна.
Сегодня в парламенте он уточнил, что под «элитами» имеет в виду прежде всего клерикальную власть. Вчерашняя история с Католикосом в Сардарапате, видимо, должна была дать понять, что Пашинян и его хозяева не признают в Армении сил, которые по праву считают себя наследниками и хозяевами армянской земли.
В ответ Баграт Србазан сравнил Пашиняна с большевиками, напомнив, что в 1938 году большевики убили католикоса и двух архиепископов. Они также лишили церковь права на землю.
Кого, все же, имеет в виду Пашинян, говоря об элитах и о том, что в 2018 году ошибся, признав эти элиты? Имеет ли он в виду, что в 2018 году сам хотел стать элитой, но так и не смог: даже должность премьер-министра и деньги не являются «пропуском» в касту «избранных».
В мире уже более 100 лет происходит борьба между потомственной аристократией, причастность к которой определяется наследными титулами, земельными владениями и ролью в государстве, и новой «элитой» с большими деньгами, но без аристократического бэкграунда.
Титулы – это право на владение землей, и не случайно во многих европейских странах, в том числе в Великобритании, сохраняетс королевская власть: ее основная функция – владение и распоряжение землей короны. Но даже в европейских странах, где нет королевской власти, титульное и частное владение землей свято соблюдается. И аристократию там тоже никто не отменял, даже при самых левых правительствах – коммунистах или либералах.
100 лет назад была предпринята попытка отменить эти порядки – революция большевиков в России была направлена на то, чтобы не было «богатых», и все стали бедными. Но эксперимент не удался, потому что отсутствие хозяев порождает постоянный передел собственности. И сейчас даже в России началось формирование новой элиты.
Пашинян все время напоминает, что 400 лет у Армении не было государства, то бишь аристократии, и право на владение землей окончательно потеряно армянами. При этом и он, и в мире знают, что в отсутствии аристократии «национальной элитой» по умолчанию в Османской империи была признана Армянская Апостольская церковь. Она до сих владеет землей на территории бывшей Османской имепии, и в нынешней Армении тоже.
Вот почему Пашинян направил свои стрелы против собственности ААЦ, то обвиняя ее в неуплате налогов, то заявляя, что собственность церкви не используется эффективно.
Армянская Апостольская церковь не раз через международные суды доказывала, что Турция нарушает Лозаннский договор и зарится на то, что ей не принадлежит. Международное сообщество признает право Армянской церкви на недвижимую собственность и землю.
Это право не зависит от личности католикоса или от того, кто в Армении премьер – власть сменяема, а право собственности нет. И пока государство Армения не станет полноправным хозяином армянских земель, они будут предметом торга для проходимцев от власти и безродных «завоевателей».
Наира Айрумян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.