Forrights: «Наше богатство — окропленная кровью земля, которую мы покинули». Аревик из Чартара

  • 23:57 03.06.2024

Forrights

Аревик Аванесян из Чартара воплощает свои мечты в Апаране. 46-летняя женщина, депортированнвя со своей родины, вяжет сумки, чтобы сохранить воспоминания об Арцахе и хоть как-то решить социальные проблемы своей большой семьи.

«Я всегда любила вязать, вязала с детства. Думала заняться вязанием после 2020 года, но началась блокада, невозможно было достать нитки, и после того, как мы переехали в Армению, я решила заняться этим здесь», — говорит тикин Аревик. На ее рабочем столе сумки ручной работы, разного цвета и размера, для детей и взрослых. «Я работаю, чтобы успокоиться», — говорит она.

Тикин Аревик утверждает, что зарабатывать вязанием было ее мечтой. Но пока она мало что может заработать на работе своей мечты. Ее произведения не известны в Апаране.

«Мы переезжаем с места на место, меняется окружение. Соседка предложила выставить здесь мои работы на продажу, я тут никого не знаю, она сказала, что поможет», — рассказала она.

Тикин Аревик жила в Неркин Чартаре со своей семьей, неподалеку от города Чартар. После войны 2020 года село перешло под контроль врага, и они переехали в Чартар, где жили до вынужденного переселения.

«25 сентября мы покинули Чартар, — вспоминает тикин Аревик. — Была паника, тревога, сожаление, боль… Все началось в час, дети не знали, куда бежать. Все мужчины, до одного, были на передовой», — с глубоким вздохом рассказывает женщина.

Для них Чартар был не просто местом проживания, там остались воспоминания и целая история. «Мы были привязаны к земле глубокими корнями, там мы представляем свое будущее. Нас оторвали от этой земли с мясом. Мы не думали о доме и имуществе, наше богатство – это священная земля, которую мы покинули. Эта земля окроплена кровью. Мы жили болью друг друга. Так было во всем Арцахе, не только в Чартаре», — говорит она.

После депортации семья Аревик Аванесян временно поселилась в Гюмри, затем переехала в село Арагац, поскольку муж собирался поступить на службу в СНБ. Затем переехали в Апаран. Но чем ближе они были к Еревану, тем меньше былостановилось шансов поступить в СНБ. По ее словам, четкого ответа им не дали, хотя муж много лет служил в Службе нацбезопасности Арцаха.

«С работой у мужа так ничего и не получилась. Велели ждать. Мы ждем звонка уже семь месяцев», — говорит она и говорит, что муж пока собирает зелень в Апаране.

«Я солю то, что он приносит, чтобы можно было хотя бы продать».

Тикин Аревик живет с мужем и дочерью. Недавно к ним переехала другая дочь с мужем и детьми.

Сын тикин Аревик, Артур, погиб во время войны. Он прошел героический путь разведчика.

Нарек Киракосян

f